Историко-философский аспект патриотического и гражданского воспитания

Аналитическое образование » Особенностей формирования патриотизма и гражданственности у школьников среднего звена » Историко-философский аспект патриотического и гражданского воспитания

Страница 2

В такой трактовке гражданственность интегрирует общечеловеческие духовные ценности: высокий строй души и чувств, социальную направленность мыслей. «Содержание понятия «гражданин» (социальное, юридическое, политическое, нравственное) существенно изменяется от одной исторической эпохи к другой». В научной литературе эта идея рассматривается в трех аспектах. Первый разрабатывается в юридических исследованиях, регламентирующих роль гражданина в государстве перечнем особых функций. К их числу относятся: «подданный государства», «участие гражданина в политической и правовой жизни общества», «несение обязанностей, предусмотренных конституцией, законами», «знание прав и свобод» и т.д.

В философских работах понятие «гражданин» определяется через комплекс нравственных качеств. «Гражданин (греч. Polities, лат. Civis, англ. Citiztn) – лицо, обладающее способностью иметь гражданские права и нести обязанности, своими действиями (самостоятельно) приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их».

Следовательно, гражданин – это лицо, имеющее полную субъективную самостоятельность, имеющее право как быть партнером государства и общества, так и находиться к ним в определенной оппозиции.

Гражданин – это цивилизованный, обладающий политическими правами член государства и общества, сознательно сочетающий личные и общественные интересы. В отечественной педагогической литературе к числу основных нравственных свойств гражданина относили гражданскую ответственность и гражданский долг.

Гражданская ответственность «представляет собой сознательный акт, в котором личность действует как существо, способное оказать активное воздействие на окружающую действительность. «Она проявляется в способности гражданина в различных ситуациях самостоятельно принимать правильные с точки зрения общественных правил и норм морали решения и отвечать перед обществом за последствия своих поступков». Это связующее звено между обязанностями и гражданским долгом, так как именно ответственность выражает степень понимания гражданином своего долга перед обществом».

По определению Г.Н. Филонова, «гражданственность – это комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношениях и деятельности человека при выполнении им основных социально-ролевых функций – осознанной законопослушности, патриотической преданности в служении Родине и защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной приверженности к ориентациям на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовых, межнациональных и межличностных отношений».

Таким образом, понятия «гражданственность» и «патриотизм» привлекают внимание педагогов, философов, социологов.

Такие термины как «гражданско-патриотическое», «гражданско-нравственное», «гражданско-правовое» воспитание можно все чаще слышать в педагогической среде. Однако очевидно, что вышеприведенное определение сводит воедино смысл гражданственности – это патриотизм, нравственность, правовая культура.

Страницы: 1 2 


Статьи по теме:

Использования средств изобразительного искусства для развития воображения
Основной мотив творческой деятельности в начальной стадии ее формирования заключается для ребенка в самом процессе выражения чувств. Несколько позже ему свойственны сознательные поиски средств выражения, но у многих детей возникает разочарование в изобразительной деятельности, поскольку уровень их ...

Иностранный язык как школьный предмет
Предмет иностранный язык, как и другие школьные предметы, решает практические образовательные и воспитательные задачи. Специфика иностранного языка как предмета состоит в практических целях его изучения , что обеспечивает учащегося владением иностранным языком как средством коммуникации. Образовате ...

Новые УМК по английскому языку для 5-х классов
Вопрос о связи и взаимодействии урока и внеурочной работы требует особой разработки. Анализ методической литературы по данному вопросу позволяет нам сделать только один вывод, что проблема урочной и внеурочной форм работы учащихся недостаточно освещена. В периодической литературе, прочитанной нами, ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru