Принципы и эффективность дидактической игры

Страница 3

Воспитание - одно из основных функций общества. В ходе процесса воспитания передается и усваивается опыт поколений, внедряются в сознание и поведение людей моральные нормы, принятые в данном обществе. Под воспитательным процессом понимается процесс, в котором в соответствии с целями и задачами общества совершается организованное воспитательное влияние, конечным своим результатом предусматривающее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Школьные годы могут оказать значимое влияние в определении жизненных ценностей молодого поколения. Особенно учащиеся в младшем подростковом возрасте отличаются любознательностью, доверчивостью, стремительностью, романтичностью, способны не только много и быстро усваивать новые, но и интенсивно развивать свои нравственные качества.

Игра, как явление, ставящее личность в позицию субъекта деятельности, приобретает особое значение в подростковом возрасте. С.А.Шмаков говорит об "игровом дефиците", который испытывают подростки. Т.Е. Конникова, Е.С.Махлак утверждают, что существует "вторичный" взлет игровых интересов у подростка. Л.И.Божович объясняет такой взлет возросшим значением коллектива в подростковом возрасте. Многие авторы единодушно признают наиболее "игровым" младший школьный возраст.

В качестве исходных позиций для нашего исследования принимаем следующие психолого-педагогические идеи об особенностях младшего школьного возраста в формировании культуры общения: у ребят формируется относительно устойчивая система отношений к окружающим и к самим себе, возрастает интерес к собственной личности, стремление разобраться в своих качествах, поступках, формируется самооценка; появляются и становятся существенными новые условия развития личности, а именно - собственные требования к себе, к своей культуре общения; в центре внимания в этот период становятся вопросы, связанные с нормами и правилами взаимоотношений между людьми. Складываются моральные взгляды и оценки; заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, которые, в силу различных обстоятельств, может приносить "отрицательный характер" (грубость, упрямство и т.д.); важным фактором развития является коллектив сверстников, значение коллективных отношений, расположение к нему товарищей, их оценка его поступков; важна роль игры. Дети этого возраста любят подвижные, творческие, сюжетные игры. В играх и в жизни их привлекают нравственно-психологические качества: смелость, решимость, выдержка, верность другу. Игра помогает детям справиться с переживаниями, беспокойством, страхом, неуверенностью в себе, скованностью в общении, неспособностью контролировать свои чувства и поступки, которые препятствуют их нормальному самочувствию и общению со сверстниками. Игра дает возможность каждому проявить себя, добиваться лучших результатов во всех отношениях, т.е. игра - для всех и во благо всем.

Следует помнить, что воспитание это не только "воспитывание", т.е. целенаправленное и квалифицированное воздействие на детей, но это и творческая активность индивидуальной личности каждого своего воспитанника.

Речь идет о двустороннем взаимоотношении ребенка и воспитателя. Важно найти в этом взаимоотношении "золотую середину". А для народной педагогики стремление к "золотой середине", ладу между, бесконечным многообразием подходов в рамках целого народа жизненно необходимо, закономерно.

Мы считаем, что принцип двусторонности процесса воспитания легко применим в процессе игры. Превращение игры в целенаправленное средство воспитания стало одним из первых педагогических свершений человечества, и этот этап филогенеза оставил неизгладимый след в онтогенезе в виде сокращенного, но непременного этапа в развитии каждого человека. Народная педагогика игры охватывает все возрастные этапы, чего до сих пор не вполне удалось достичь педагогике профессиональной. Еще и сейчас лишь в народной педагогике игры можно найти достаточно ясные и мудрые позиции в отношении игр подростково-молодежного межполового общения (от посиделочных игр знакомства и поцелуйных игр до завершающей свадебной игры) или незаменимой роли дедушек и бабушек в формировании естественной игровой среды. Игра - это своеобразная школа социализации ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Рекомендации педагогам для повышения уровня коммуникативной культуры
1. Отношения с людьми – главное в любой деятельности, а тем более в педагогической. Все ваши знания и идеи останутся невостребованными, если ученики не потянутся к вам сердцем. Отношения с людьми нужно строить на взаимопонимании и доверии. 2. Не нужно превращаться в чиновника, для которого главное ...

Использование видеокурсов при обучении иностранной речи
Среди проблем, теоретически и экспериментально решаемых методикой иностранных языков, коммуникативная компетенция и способы ее достижения является одной из наиболее актуальных. Современные интерпретации коммуникативной компетенции в области преподавания иностранных языков восходят к определению аме ...

Требования, предъявляемые к качеству учебной литературы
Качество образовательного процесса во многом определяется содержанием и уровнем его методического обеспечения. Опыт методической работы в учебных заведениях позволяет констатировать, что проблемы с содержанием учебной литературы все еще актуальны. Содержание учебной литературы должно быть направлен ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru