Понятие познавательной активности

Страница 4

Направленность личности проявляется в различных сферах человеческой деятельности, которые различаются между собой, прежде всего своим предметным содержанием. Анализируя теорию деятельности А.Н. Леонтьева, предмет деятельности определяется В.В. Давыдовым как «то, на что направлено действие субъекта, к чему он определенным образом относится и что выделяется им из объекта в процессе его преобразования при выполнении внешнего или внутреннего действия». Деятельность, имея свое предметное содержание, осуществляется посредством выполнения действий и операций, с привлечением разнообразных средств, но характер их выполнения зависит от потребностей и мотивов личности, то есть от ее направленности. Направленность деятельности, следовательно, будет определяться предметом деятельности, объективными целями и задачами, условиями ее выполнения.

Направленность на профессиональную деятельность проявляется в юношеском возрасте. Данный вид направленности формируется под влиянием социально-нравственного, профессионального и личностного самоопределения, в процессе осуществления трудовой или учебно-профессиональной деятельности и представляет собой совокупность профессионально значимых мотивов деятельности. Тогда профессиональная направленность личности будет соединять в себе характеристики и направленности деятельности, и направленности личности, и направленности на профессиональную деятельность. Так, если направленность личности представляет собой совокупность доминирующих мотивов, направленность деятельности определяется предметным содержанием, целями и задачами деятельности, а направленность на профессиональную деятельность определяется профессиональными мотивами, то профессиональная направленность личности представляет собой ее ориентацию в профессиональной деятельности на объектно-предметное содержание профессии, ее главные цели и задачи, которые приобретают личностную значимость для субъекта, реализующего деятельность.

Познавательная активность развивается в процессе деятельности и ее направленность приобретает конкретную специфику в зависимости от условий и требований определенной профессиональной деятельности. Мы ведем речь о профессиональной направленности познавательной активности учителя, поэтому необходимо выявить, какие требования предъявляет к познавательной активности учителя педагогическая деятельность и какие в этой связи особенности приобретает ее направленность.

Педагогическая деятельность и ее особенности глубоко и всесторонне изучались Е.П. Белозерцевым, Ф.Н. Гоноболиным, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткиным, М.М. Левиной, В.А. Сластениным, А.И. Щербаковым и другими. В работах подчеркивается, что целью педагогической деятельности является становление и преобразование личности другого человека и в этом смысле она обладает гуманистической субъект-субъектной направленностью.

Средством реализации основной цели педагогической деятельности является деятельность по передаче и переработке знаний от учителя к учащимся, то есть обучение. Процесс обучения возможен тогда, когда есть обучающий и обучаемый, и то, что должно стать достоянием обучаемого, то есть предметно-методическое содержание. Предметное содержание, зафиксированное в учебных программах, текстах учебников выступает основой процесса обучения, и одновременно, связующим звеном между педагогом и учащимися. Общий механизм функционирования процесса обучения и развития его основных элементов (деятельности педагога и деятельности ученика) раскрыт М.М. Левиной. Идея системной организации процесса обучения позволяет представить процесс обучения в виде динамической модели, в которой отражены функциональные связи не только между компонентами, но и внутри каждого компонента, благодаря которым процесс обучения предстает как развивающийся. Опираясь на динамическую модель процесса обучения М.М. Левиной, к особенностям педагогической деятельности можно отнести: рефлексивный, вариативный и творческий характер педагогической деятельности, как условия ее выполнения. Более подробно рассмотрим указанные особенности.

Функцией педагогической деятельности является организация и управление учебной деятельностью. Ю.Н. Кулюткин называет педагогическую деятельность «метадеятельностью», которая надстраивается над деятельностью ученика. Цели, которые ставит перед собой учитель, формируются как потенциальные эффекты продвижения ученика, поэтому процесс их достижения реализуется через организацию деятельности ученика. Оценка результативности собственных действий педагогом проводится на основе того, насколько успешным оказалось запланированное продвижение ученика. Однако достижение конечного результата педагогической деятельности не всегда совпадает с запланированным, ожидаемым. Немаловажную роль в этом играют ситуативность педагогического процесса, слабая предсказуемость и отсроченность во времени его результатов и другие причины. Педагогическая деятельность, таким образом, является детерминированной другой деятельностью – учебной. Именно действия ученика выступают в качестве целей педагогической деятельности и главным фактором, направляющим и организующим все действия педагога. Такое управление, основанное на анализе и оценке учителем своих действий и действий ученика, названо Ю.Н. Кулюткиным рефлексивным.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Виды логических операций
Логика, как самостоятельная наука оформилась в трудах греческого философа Аристотеля (384 - 322 г. до н.э.). Он систематизировал известные до него сведения, и эта система стала впоследствии называться формальной или Аристотелевой логикой. Формальная логика просуществовала без серьезных изменений бо ...

Анализ результатов диагностики нарушений письменной речи у младших школьников
В процессе написания работы нами была проведена диагностика речевых нарушений школьников, авторами которой являются Т.А. Фотекова и Т.В. Ахутина. Задания методики выполнял ученик 3 класса МОУ школы-интерната «Общеобразовательная школа-интернат № 1 основного общего образования города Белово» В. Дани ...

Особенности межличностных отношении подростков
Межличностные отношения детей на протяжении всего периода их пребывания в школе развиваются и совершенствуются. С приходом в школу отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми по сравнению с подготовительной группой детского сада. Это объясняется новизной коллектива и но ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru