Изучение особенностей зрительного гнозиса у детей среднего дошкольного возраста с амблиопией

Аналитическое образование » Система работы по развитию зрительного гнозиса у детей дошкольного возраста с амблиопией » Изучение особенностей зрительного гнозиса у детей среднего дошкольного возраста с амблиопией

Страница 2

Задание № 1 "Узнавание перечеркнутых изображений"

На листе слева направо расположены: в верхнем ряду – бабочка, лампа, ландыш; в нижнем ряду – молоток, балалайка, расческа.

Детям предлагалось узнать изображенный на листе перечеркнутый предмет и дать ему название. При этом мы не указывали, с какого изображения необходимо начинать узнавание, поскольку это позволяло обнаружить особенности стратегии зрительного восприятия. Процедура проведения представлена в протоколах

При качественном анализе мы ориентировались на следующие показатели:

- возможность узнавания перечеркнутых изображений;

- возможность адекватного выделения фигуры (устойчивость зрительного образа);

- стратегия направления обзора (справа налево, слева направо, хаотично или последовательно);

Анализ протоколов показал, что дети узнали большую часть из предложенных им перечеркнутых изображений. Об этом свидетельствуют результаты протоколов. Были неточности в правильном назывании предметов: например, ландыш все называли «цветочком», балалайку «гитарой», расческу «граблей». Я считаю, что называние ландыша цветком не было ошибкой т.к это может быть связано с тем, что дети не знают названия или никогда не видели такого цветка и поэтому отнесли к видовым отношениям. Зрительные образы предметов были недостаточно устойчивы у всех детей. Направление обзора у всех детей было хаотичным. Они называли предметы по мере узнавания.

Задание № 2 "Узнавание наложенных изображений" (фигуры Поппельрейтора)

На листе приводились две наиболее известные классические "фигуры Поппельрейтора": ведро, топор, ножницы, кисточка, грабли и чайник, вилка, бутылка, миска, граненый стакан. Детям было предложено узнать все изображения наложенных друг на друга контуров реальных объектов и дать каждому из объектов свое название.

Анализируемые показатели:

- доступность выполнения задания;

- наличие фрагментарности восприятия;

- возможность выделения целостной фигуры;

Задания на узнавание наложенных изображений были даны с учетом возрастных и зрительных особенностей и на основе имеющихся знаний названий предметов и их образов. Все дети узнали предметы в целом, фрагментарность восприятия отсутствовала. Большинство детей смогли выделить целостные фигуры. Практически все дети справились с этим заданием, узнали ведро, топор, ножницы, кисточку, чайник, вилку, бутылку. шестеро детей не узнали миску, грабли, и никто из детей не узнал граненый стакан.

Задание № 3 "Узнавание недорисованных изображений"

Ребенку предлагалось узнать недорисованные предметы и дать им название. Предметы расположены на листе в следующем порядке (слева направо): верхний ряд – ведро, лампочка, клещи; нижний ряд – чайник, сабля (меч), английская булавка. При этом учитывался вероятностный характер узнавания.

Анализируемы показатели:

- сохранность зрительного образа;

- возможность образного «дорисовывания» изображения, характер ошибок восприятия в зависимости от того, правая или левая часть изображения не дорисована.

При выполнении заданий у большинства детей был сохранен зрительный образ почти всех предметов, некоторые из детей пальчиком водили по предметам, изображенном на картинке, как бы дорисовывая их. Узнавание предметов не зависело от того какая часть левая или правая не дорисована. Только одна девочка справилась с заданием с одной ошибкой. Никто из детей не узнал клещи и булавку. Это может быть связано с личным опытом ребенка. Практически все дети называли саблю – ножиком.

Количественный анализ результатов исследования представлен в таблице № 2.

Таблица № 2

Задания

Имя ребенка

Результаты (%)

1. Узнавание наложенных изображений

Аня К.

Денис А.

Андрей А.

Никита Б.

Максим Б.

Никита Г.

Таня С.

Арина З.

Артем Г.

Антон Л.

Илья Г.

Алина Т

60 %

90 %

60 %

80 %

70 %

90 %

80 %

100%

50%

70%

40%

50%

2. Узнавание перечеркнутых изображений

Аня К.

Денис А.

Андрей А.

Никита Б.

Максим Б.

Никита Г.

Таня С.

Арина З.

Артем Г.

Антон Л.

Илья Г.

Алина Т.

Ксюша Б.

40%

80%

50 %

90 %

60 %

80 %

70 %

100%

40%

50%

40%

60%

50%

3. Узнавание недорисованных изображений

Аня К.

Денис А.

Андрей А.

Никита Б.

Максим Б.

Никита Г.

Таня С.

Арина З.

Артем Г.

Антон Л.

Илья Г.

Алина Т.

Ксюша Б.

50 %

80 %

50 %

90 %

50 %

80 %

80 %

100%

50%

60%

40%

60%

50%

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

История и классификация методов и приемов обучения литературе
Сложившиеся классификации методов и приемов обучения литературе имеют интересную историю. Ф.И. Буслаев выдвинул положение о специфике метода в школьном преподавании: «Надобно отличать ученую методу от учебной. Ученый, излагая науку, увлекается только ею одной, не обращая никакого внимания на личнос ...

Понятие «текстовая задача» и ее структура
С термином «задача» люди постоянно сталкиваются в повседневной жизни, как на бытовом, так и на профессиональном уровне. Каждому из нас приходится решать те или иные проблемы, которые зачастую мы называем задачами. Это могут быть общегосударственные задачи (освоение космоса, воспитание подрастающего ...

Коррекционные технологии
Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального н ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru