Средства, методы и условия воспитания толерантности у детей дошкольного возраста

Страница 4

Сильнейшим воспитательным примером является для детей облик педагога. Пример поведения воспитателя детского сада и учителя школы является эталоном для поведения самих детей.

Воспитатель и учитель оказывают влияние на детей своим обликом, своим отношением и требованиями к ним, через организацию жизни и деятельности детей и предмет преподавания.

Высоко оценивают дети моральные качества учителя: внимательность, чуткость, справедливость, а также его волевые качества. Они стараются подражать учителю во всем, быть похожим на него. Авторитетный любимый учитель является для своих учеников идеалом, примером для собственного совершенствования. На формирование нравственной направленности личности ребенка оказывают влияние примеры поведения передовых советских людей: они близки и понятны детям уже с дошкольного возраста. Специфика и сила примера как метода нравственного воспитания заключается в том, что при его использовании знания формируются в единстве со способами поведения. Дети усваивают знания о способах поведения в конкретных нравственных ситуациях.

Поощрения и наказания рассматриваются как необходимые в воспитательном процессе средства педагогической коррекции. В сложном процессе нравственного воспитания личности ребенка поощрения и наказания выступают как вспомогательные средства, но в определенных ситуациях они приобретают решающее значение.

Поощрение и наказание нельзя свести только к этической оценке поведения детей, т. е. к одобрению или осуждению. Не всякое одобрение является поощрением в полном смысле слова и не всякое осуждение является наказанием. Между этической оценкой поведения детей и поощрением или наказанием имеется определенное различие. Одобрение и осуждение являются повседневными, рядовыми воздействиями на воспитанников. При поощрении или наказании педагог или детский коллектив принимает решение, которое известным образом выделяет одного воспитанника или группу из общей массы, производит определенное изменение в их правах и обязанностях, во взаимоотношениях с ними.

Поощрение и наказание отличаются от других средств нравственного воспитания силой воздействия. Это ударное воздействие, стимуляция сильных чувств.

Эффективность, корригирующее действие поощрений и наказаний зависит от методики их применения. При использовании поощрений и наказаний надо прежде всего исходить из анализа конкретной педагогической ситуации. Именно создавшаяся ситуация подсказывает воспитателю и учителю, какие коррективы нужно незамедлительно внести во взаимоотношения сданным воспитанником или отсрочить наказание, выждать самоосуждения ребенком своих действий. Результат применения поощрения и наказания должен быть предусмотрен педагогом. Он должен планировать и обеспечивать продвижение воспитанника и коллектива в нравственном развитии. Применение поощрения и наказания предполагает осознание ребенком последствий своих поступков и должно помочь ему выбрать правильную линию поведения.

Поощрения применяются в воспитании детей всех возрастов. Чем старше дети, тем за более серьезные достижения в поведении они поощряются.

При этом следует идти от поощрений за отдельные положительные поступки и добросовестное выполнение своих обязанностей к поощрениям за устойчивое положительное поведение, за проявление инициативной заботы о коллективе, товарищах, общем успехе. Поощрять надо как отдельных детей, так и целый коллектив. Поощрение отдельных детей целесообразно в том случае, когда в группе (уже с дошкольного возраста), в классе сформировалось под руководством воспитателя и учителя здоровое общественное мнение. При таком подходе к индивидуальному поощрению предупреждается возможность противопоставления отдельных детей коллективу. Поощряя одного ученика или ребенка-дошкольника, воспитатель или учитель выделяет его как пример для того, чтобы и другие поступали так же. Осторожно нужно пользоваться поощрениями по отношению к детям-индивидуалистам, с тенденцией к высокомерию. Частое поощрение таких детей поддерживает их нездоровое самолюбие и самомнение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи по теме:

Из истории юннатского движения в России
Становление юннатского движения способствовало развитию экологического сознания у ряда поколений нашей страны. Поэтому знание истории юннатского движения имеет определенную ценность для школьников современности. Основные исторические вехи юннатского движения отражены в журналах «Юный натуралист» и ...

Анализ различных подходов к исследованию самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения
Проблема самостоятельной деятельности учащихся и средств ее организации в структуре урока имеет свою богатую историю и свои традиции в теоретическом освещении и реализации ее основных положений в практике работы школы. Первое направление начинается с глубокой древности. Его представителями можно сч ...

Инвентаризация. Выявление результата инвентаризации
Одним из важнейших требований, предъявляемых к учету, является требование реальности и точности его показателей. Однако при ведении учетных записей могут возникнуть расхождения между показателями учета и фактическим состоянием имущества и финансовых обязательств. Причинами расхождений и несоответст ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru