Нарушения произносительной стороны речи

Страница 2

При функциональных дислалиях может нарушается воспроизведение одного или нескольких звуков, при механических обычно страдает группа звуков. В ряде случаев встречаются комбинированные функциональные и механические дефекты.

Дизартрия - нарушения звукопроизносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Тяжелое и сложное нарушение звуковой стороны речи.

Причины:

- органическое поражение ЦНС и периферической НС под влиянием различных неблагоприятных факторов, воздействующих во внутриутробном периоде, в момент родов и после рождения;

- асфиксия;

- родовая черепно-мозговая травма;

- гемолитическая болезнь;

- нарушения мозгового кровообращения;

- инфекционные заболевания нервной системы;

- опухоли головного мозга;

- аплазия (недоразвитие) ядер черепно-мозговых нервов;

- наследственные болезни НС, пороки развития НС.

Нарушения звукопроизношения возникают при поражении следующих структур ГМ:

- периферических двигательных нервов и мышц речевого аппарата (языка, губ, щек, глотки, гортани, диафрагмы, грудной клетки);

- ядер периферических двигательных нервов (в стволе головного мозга);

- ядер, расположенных в стволе и подкорковых отделах мозга и осуществляющих элементарные безусловно-рефлекторные реакции (плач, смех, вскрикивания, восклицания).

Проявления:

- дефекты звукопроизношения (могут быть нарушены и гласные звуки);

- нарушения голосообразования;

- нарушения речевой моторики, нарушения мышечного тонуса;

- нарушения речевого дыхания;

- изменения ритма, темпа и интонации;

- гиперсоливация.

Возникает картина периферического паралича (пареза):

- нервные импульсы не поступают к речевым мышцам;

- нарушаются обменные процессы в мышцах, они становятся вялыми, дряблыми;

- наблюдается атрофия и атония мышц;

- прерывается спинальная рефлекторная дуга и исчезают рефлексы – арефлексия.

Механизм и симптоматика дизартрии:

I. Нарушения артикуляционной моторики, которая проявляется рядом признаков:

1. Нарушения мышечного тонуса (повышен - язык напряжен, оттянут кзади, спинка изогнута, приподнята вверх, кончик не выражен - смягчение согласных звуков; гипотония - язык тонкий, распластанный, губы вялые, отсутствует возможность полного смыкания - рот полуоткрыт, выражена гиперсаливация; дистония (меняющийся характер мышечного тонуса): в покое - низкий, при попытках речи — тонус резко нарастает).

2. Недостаточная подвижность артикуляции мышц, нарушено звукопроизношение. При поражении мышц губ страдает произношение гласных и согласных.

3. При парезах мышц языка, нарушениях мышечного тонуса, часто оказывается невозможно изменить конфигурацию языка, его удлинение, укорочение, выдвижение, оттягивание назад.

4. Ограниченная подвижность мышц мягкого нёба. При парезах происходит утечка воздуха через нос, голос приобретает носовой оттенок, искажается тембр речи, недостаточно выраженные шумовые признаки звуков речи.

5. Парезы мышц лицевой мускулатуры – нарушена модуляция голоса, его тембр.

6. Дискоординация расстройств – нарушение точных и соразмерных артикуляционных движений, особенно тонких.

7. Насильственные движения и оральные синкинезии в артикуляционной мускулатуре - искажают звукопроизношение, делая речь малопонятной.

8. Нарушение импульсации от мышц артикуляционного аппарата - слабо ощущаемое пол-е языка, губ, направление их движений, затрудняются по подражанию воспроизведения и сохраняется артикуляционный уклад, что задерживает развитие артикуляционного праксиса.

9. Недостаточность артикуляционного праксиса (диспраксия), который может быть как вторичной за счет нарушения проприоционной афферентной импульсации от мышц артикуляционного аппарата, так и первичной в связи с локализацией поражения мозга.

10. Могут быть выявлены рефлексы орального автоматизма в виде сохранившегося сосательного, хоботкового, поискового, ладонно-головного и др. рефлексов, характерных в норме для детей раннего возраста. Их наличие затрудняет произвольные ротовые движения.

Нарушения артикуляционной моторики, сочетаясь между собой, составляют первый важный синдром дизартрии — синдром артикуляционного расстройства, который видоизменяется в зависимости от тяжести и локализации поражения мозга и имеет свои специфические особенности при различных факторах дизартрии.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Рекомендации по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей на уроках естественно-географического цикла
Исходя из изученного и представленного в данной работе теоретического материала и результатов диагностики, можно определить ряд рекомендаций для учителя по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей на уроках естественно-географического цикла. Повышение мотивации обучени ...

Сравнительный анализ педагогических подходов по работе с беспризорными детьми на основании исследований А.В. Гоголевой «Беспризорность»
песталоцци беспризорность педагогический Макаренко Антон Семёнович (1.03.1888 – 1.04.1939) родился в городе Бесполье, ныне в Сумской области Украины. Педагог и русский писатель. По окончании Кременчугского городского училища и пед. курсов при нём учительствовал в посёлке Крюков и на станции Долинск ...

Роль игры в воспитании личности
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru