На современном этапе развития дошкольной педагогики существует несколько методик обучения изобразительной деятельности. В нашем исследовании мы намерены рассмотреть некоторые из них.
В ходе исследования Ветлугина Н.А. предложила использовать комплексный подход в обучении художественному творчеству детей.
Методика, которую мы рассмотрим – это методика Т.Г. Казаковой.
Основная цель ее методики — приобщение детей к прекрасному, воспитание любви и интереса к изобразительному искусству. По ее методике с произведениями изобразительного искусства дети знакомятся на занятиях и в свободное от занятий время. «Примерно 1—2 раза в квартал целесообразно планировать беседу по изобразительному искусству. Для этого воспитатель заранее подбирает репродукции картин, скульптуру малых форм, предметы прикладного искусства. Картины располагают на мольберте, чтобы можно было воспринимать изображение на расстоянии. Отдельные фрагменты дети могут рассмотреть, подойдя к мольберту. В процессе беседы воспитателю необходимо продумывать вопросы, которые будут направлять последующую деятельность детей. Так, если при показе картины внимание детей обращено на яркую цветовую гамму, с помощью которой художник передает красоту осенней природы (например, «Золотая осень» И. Левитана), то в процессе рисования педагог предлагает детям вспомнить особенности колорита этого произведения, самостоятельно передать осенний пейзаж яркими цветами красок».
Остановимся подробнее на методах работы с детьми по изобразительной деятельности по методике Т.Г. Казаковой. В подготовительной группе после организованного наблюдения проводится рисование с натуры и по представлению; на основе наблюдений и ознакомления с литературными произведениями — сюжетно-тематическое рисование, после детального обследования предметов, очертаний орнаментов — декоративное рисование (украшение узорами плоскостных и объемных форм). Четкость восприятия и правильное обследование предмета (обведение контура жестом или визуально) — основное в рисовании с натуры. Педагог учит детей передавать форму и цвет близко к натуре, соблюдать пропорциональное соотношение частей (если предмет состоит из нескольких частей), композиционно строить рисунок, владеть техническими умениями (проводить легкие линии контура, регулировать нажим карандаша в процессе штриховки предмета).
Воспитатель обращает внимание ребят на последовательность изображения предмета путем наброска: идти от общего к деталям. Так, изображая игрушку, ребенок предварительно карандашом легким контуром передает общую форму неваляшки, клоуна и т. д., а затем уже дополняет изображение деталями (рисует части лица, одежду, украшает ее узором). Педагог учит детей с помощью различных материалов (карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки) передавать особенности натуры.
В сюжетном рисовании особое место занимают творческие задания. Их цель — подвести детей к образному отображению окружающей действительности, видеть различный характер цветовых сочетаний времен года, уметь их сравнивать, сопоставлять по цветовому колориту (например, разноцветные огни салюта в вечернем небе, алые флаги в майский день, ранняя или поздняя осень и т. д.). Все эти различия воспитатель учит передавать средствами живописного и графического рисунка. Кроме того, в творческих заданиях педагог направляет ребенка на передачу характера образа, персонажа, литературного героя, обращая внимание на основные характерные, признаки, позу, движения.
Основная задача сюжетного рисования — научить детей композиционно располагать предметы, фигуры в соответствии с замыслом, выделяя главное. Педагог спрашивает ребят, что они хотят нарисовать, затем обсуждает с ними задуманное, уточняет, как и где надо нарисовать. Можно пояснить, что расположение изображения в рисунке бывает различным (по всему листу бумаги, на полосе и т. д.). Декоративное рисование осуществляется на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством. Дети усваивают колорит, композицию, орнаментальные элементы, характерные для того или иного предмета (хохломская, городецкая, дымковская роспись и т. д.). Для рассматривания можно давать сложные росписи, но воспроизводят дети более простые элементы. Важно поставить цель работы — определить, для чего создается узор (для платка или косынки, для тарелочки или блюдца, для поздравительной открытки и т. д.).
Статьи по теме:
Принципы обучения оригами
Оригами - японская техника складывания бумаги в различные декоративные фигурки. В предшествующей главе отмечалось, что любой школьный предмет, в частности любая тема, может служить средством развития самостоятельности учащихся как одного из ведущих качеств личности. Согласно определению, средством ...
Учебник, его функции и структура
Из всех видов учебной литературы важнейшим является учебник. Рассмотрим его более подробно. Учебник – жанр научной литературы, средство обучения, предназначенное для усвоения системы знаний и умений по конкретному предмету. Материал учебника организован таким образом, чтобы обучаемый имел возможнос ...
Изучение развития художественного восприятия старших дошкольников
Художественное восприятие существенно отличается не только от перцепции предметов действительности, но и от постижения знаковых предметов, функционирующих в науке. И связано это с практически-действенным характером искусства: ведь как раз в ходе восприятия художественного произведения и протекает д ...