Итак, беспризорными надо считать не только детей, потерявших родителей (или опекунов) и домашний очаг. Если родители (или опекуны) лишают детей пищи, грубо с ними обращаются, совращают их на преступления, разлагающе влияют собственным примером, то дети подобных родителей тоже считаются беспризорными».
Беспризорность социологи сегодня относят к разновидности девиантного поведения, очевидно и грозно заявившей о себе в последние годы.
Корни социального сиротства в нашей стране уходят в ее историю. В XX веке Россия неоднократно переживала взлет беспризорности: во время Первой мировой и Гражданской войн; в результате голода и эпидемий 30-х годов; как последствия сталинских репрессий конца 1937-го и Второй мировой войны . Угрожающие размеры беспризорность приняла в 1921-1925 гг. в результате хозяйственной разрухи, голода, эпидемий, вызванных Первой Мировой и последовавшей за ней гражданской войнами. По данным официальной статистики, общее число беспризорников и детей, лишенных средств к существованию, составляло 7 миллионов, реальное же количество беспризорных в тот период было еще больше.
В Советской России борьба с беспризорностью стала политической задачей. После октябрьской революции 1917 г. система благотворительных учреждений была уничтожена. Заботу о детях-сиротах государство взяло на себя. Основной формой борьбы с беспризорностью было определение детей и подростков в учреждения интернатного типа. Создавались приемно-распределительные пункты, где дети находились под наблюдением педагогов и врачей до направления в детские учреждения постоянного пребывания (детские дома, детские городки, колонии и коммуны), трудоустройства, либо возвращения родителям или родственникам.
Решение проблем беспризорности потребовало специальных усилий со стороны государства. В 1928 был принят закон «Об организации дела борьбы с детской беспризорностью». Среди основных мероприятий, направленных на решение этой проблемы, необходимо упомянуть назначение опеки, передачу на договорных началах в крестьянские семьи, ремесленникам, направление подростков на производство в государственный сектор, развертывание внешкольной работы по месту жительства при активном содействии пионерских организаций и комсомола24. Следует признать, что даже в тяжелейших экономических условиях 1922-1926 гг. государство находило возможность решать наиболее острые проблемы беспризорности, выделять для этого немалые финансовые средства. Опыт ликвидации детской беспризорности в Советском Союзе представляет интерес и для настоящего времени, поскольку он помогает понять, как складывались современные подходы к решению проблемы беспризорности детей и подростков.
Размещено на Allbest.ru
Статьи по теме:
Диагностика способности школьников к художественно-информационной природе
музыкального искусства
В данном блоке диагностических методик изучались: степень сформированности их представлений о звуке как одном из средств ориентации человека в окружающем пространстве физического мира; понимание учащимися информационно-коммуникативной природы речевых и музыкальных интонаций; осознание значения музы ...
Методика организации занятия обучения английскому языку с использованием
учебных видеофильмов на уроках английского языка
Использование видеофильмов на уроке иностранного языка вносит разнообразие в учебный процесс, способствует активизации учащихся, повышает интерес к предмету. Видеофильм является эффективным средством развития навыков устной речи, и несомненно, способствует закреплению пройденного лексического, грам ...
Принципы и особенности обучения детей с отклонениями
в развитии
Решая проблемы обучения и развития детей с отклонениями в развитии специальная дидактика исходит из положения о принципиальной общности задач, стоящими перед школой общего назначения и специальными детскими учреждениями и, соответственно, использует уже сложившиеся общепедагогические принципы. Вмес ...