Диагностика способности школьников к художественно-информационной природе музыкального искусства

Аналитическое образование » Педагогические основы личностно-ориентированного обучения младших школьников в условиях интегрированного урока музыки » Диагностика способности школьников к художественно-информационной природе музыкального искусства

Страница 5

В связи с этим у школьников экспериментальных групп исследовалась динамика развития их восприимчивости к музыке как к "каналу" получения художественно-закодированной информации о различных субъектах их коммуникативных взаимодействий из мира искусства и мира реальной жизни. К высокому уровню были отнесены такие ответы школьников, как, например: "Я почувствовал настроение героя этого музыкального произведения и оно передалось мне", "Если бы я был с этим человеком в его трудные минуты, я бы помог ему", "Теперь я знаю, что некоторым людям бывает в жизни очень тяжело", "Мне понятна, радость людей на этом празднике, и я хотел бы быть вместе с ними", "Как хорошо, что в жизни у людей горе сменяется радостью", "Человеку нужно всегда делиться с другими людьми своими печалями, горем и, обязательно, радостью".

Интерпретация результатов данной методики показала, что при соответствующей методически направленной работе у школьников возможно сформировать основы такого отношения и понимания музыкального искусства, при которых они каждую встречу с музыкой воспринимают как возможность для расширения своих представлений о жизненных событиях, ситуациях и обогащения своего эмоционально-личностного контекста их "проживания", как путь приобщения к широкой гамме человеческих переживаний и расширения рамок своего художественного и жизненного опыта. В контрольных группах школьники в целом были склонны воспринимать музыку как некий отвлеченный мир образов, сюжетов и идей, не имеющих, однако, прямого отношения к реальной жизни. Более того, их музыкальные вкусы, ориентации и кругозор были ориентированы преимущественно на современные шлягеры. Они не воспринимали произведения и образы предшествующих времен и эпох как путь для проникновения в диалогическое пространство человеческой культуры. То есть в музыке для них приоритетным был характер новизны и псевдо-современности: чем новее - тем лучше. В результате такого подхода к музыке школьники лишаются не только широкого спектра художественно-коммуникативных взаимодействий, но и теряют ощущение связи времен, которое осуществляется и поддерживается за счет традиций и преемственности в культуре и искусстве.

Заключительная методика этого блока и всего диагностического комплекса называлась "Что мне музыка рассказала о мире?". Ее результаты показали, что школьники экспериментальных групп проявили высокую степень восприимчивости информационной наполненности музыкальных звуков, интонаций и комплексов. Их ответы свидетельствовали о понимании содержания музыкального звука как своего рода информационном носителе о мире окружающей действительности и мире человеческих взаимоотношений. Характерно, что учащиеся были способны не только воспринять музыкальную информацию, но и осуществить действие обратного порядка - послать в мир через музыкальный звук свою информацию, свое понимание о состоянии миров - внешнего и внутреннего.

Так, например, исследуя качество звучания различных элементарных музыкальных инструментов (треугольников, румбы, маракасов, ложек, барабана и др.) и приемов игры на них (как традиционных, так и придуманных самими детьми), они сопровождали свои инструментальные и вокальные пробы вербальными пояснениями, помогающими понять суть их творческого замысла. Например, гулкие басы фортепиано и удары по барабану символизировали "бездну — черную и страшную", "колодец, в который спускали пленников злые пираты" и т.д. удары палочками по маленькому треугольнику символизировали в звуковой форме "путешествие по царству Снежной королевы - безжизненному, холодному и неуютному" и т.д.

При разработке положений и материала этой диагностической методики использовался видоизмененный тест слуховой апперцепции — проективной методики исследования личности, опубликованный Д.Стоуном в 1950 году. Содержание данного теста заключается в том, что испытуемому предлагалось прослушать различные звукозаписи (стук пишущей машинки, звук рожка, завывание ветра и т.д.). После прослушивания каждого из наборов звуков (10 наборов по три типа звуков в каждом) детям нужно было придумать историю, связанную с этими звуками. Д.Стоун рекомендовал использовать тест слуховой аппперцепции прежде всего для обследования незрячих лиц.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи по теме:

Цели развития индивидуальности
И. Кант сформулировал положение, выражающее сущность гуманизма: человек может быть для другого только целью, но не средством. Поэтому посмотрим на ребенка не как на средство укрепления нашего государства (вспомним наши штампы: подготовка к жизни на благо общества, подготовка к защите Родины и т.п.) ...

Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей.
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на во­просе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также сущест­вует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с са­мого р ...

Поощрение лучших учителей
В рамках приоритетного национального проекта "Образование" с 2006 года осуществляется поддержка лучших учителей. Целью данного мероприятия является стимулирование преподавательской и воспитательной деятельности учителей, развитие их творческого и профессионального потенциала. Выплата дене ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru