Ниже приводим примеры задаваемых вопросов:
— Представь, что родители дали тебе денег для того, чтобы ты выбрал в музыкальном магазине понравившуюся музыку. Ты отправился (с кем-то из взрослых) в магазин и продавец предложил тебе прослушать музыку из разных музыкальных альбомов. Остается лишь выбрать ту, которую ты предпочитаешь остальным. Выбирать можно любое число музыкальных записей.
Критерии оценки:
низкий уровень музыкально-эстетических вкусов характеризуется выбором лишь развлекательных образцов музыкального искусства (1 балл);
средний уровень — выбор двух образцов различных направлений музыкального творчества (2 балла);
высокий уровень — проявление интереса к трем (и более) различным музыкальным направлениям (жанрам) с предпочтением классических произведений (3 балла).
Трехкратное предъявление серий (с перерывами для отдыха) давало возможность получить информацию о реальных музыкальных предпочтениях ребенка (см. таблицу 2).
Наряду с предлагаемым тестом изучения операционального компонента музыкальных предпочтений и вкусов ребенка проводилось включенное в диагностический процесс педагогическое наблюдение за реальными музыкальными выборами ребенка.
В кабинете музыки был в наличии большой выбор аудиокассет и CD с записями различных музыкальных направлений, жанров, стилей. Дети имели возможность брать домой понравившуюся им музыку для прослушивания (или перезаписи для себя). Наблюдая за реальным музыкально - операциональньм выбором ребенка, ведется диагностический учет динамики музыкальных вкусов, предпочтений ребенка в течение продолжительного времени.
Кроме того, в нашей исследовательской практике имел место метод самостоятельного составления концертных программ детьми для праздника-концерта к какому-либо важному событию. Анализ репертуара составленной ребенком программы служил диагностическим материалом для изучения музыкальных ориентаций ребенка в ситуации реального выбора музыкальных образцов, имеющих для него личностно значимый смысл.
Таблица 2. Примерная перечень произведений для предъявления музыкальных фрагментов в качестве диагностических заданий.
№ серий Направления музыки |
Серия 1 |
Серия 2 |
Серия 3 |
Народная (вокальная) |
1.1. Журавель |
2.1. Вологодская сударушка |
3.1. Ехал на ярмарку ухарь-купец |
Классическая (вокально-инструмент.) |
1.2. М. Глинка "Жаворонок" |
2.2. С. Рахманинов "Вокализ" |
3.2 .Битлз "Пусть будет так" |
Современная авангардная музыка |
1.3. Э.Денисов "Пение птиц" |
2.3. П. Хиндемит "Гармония мира" |
3.3. В. Гаврилин "Перезвоны" (№18) |
Народная (инструментальная) |
1.4. Кадриль (ансамбль "Русский Север") |
2.4. Традиционный летний танец "Шин" |
3.4. Троицкие хороводы (ансамбль "Русь") |
Классическая (инструмент.-симфоническая) |
1.5. П. Чайковский "Щелкунчик" |
2.5. Дж. Гершвин "Рапсодия in blue" |
3.5. И.С. Бах "Шутка" (из сюиты № 2) |
Современная (развлекат.) |
1.6. Аписа "Мы вместе" |
2.6. Зоопарк "Гопники" |
3.6. "Присутствие", "Выйди вон" |
Музыкотерапевтические программы |
1.7. В.А. Моцарт для детей (релакс.) |
2.7. Энергия любви (исцел.-гармониз. прогр.) |
3.7. "Лес дождей" (релакс. прогр.) |
Духовная |
1.8. П. Чесноков "С нами Бог" |
2.8. А. Гречанинов "Верую" |
3.8. Д. Бортнянский "Херувимская" песнь №7" |
Статьи по теме:
Развитие личности в образовательном процессе
Переход к личностной парадигме как к более высокой степени целостности в познании и проектировании образовательных процессов расширяет функцию методологии педагогики. Она становится своеобразной прикладной сферой философии человека, а в качестве регулятива педагогического познания выступает целостн ...
Анализ художественного текста – самый сложный метод работы в начальной
школе
Анализ художественного текста – самый сложный, но необходимый вид работы по детской литературе среди младших школьников. Ничто так не учит вдумываться, вглядываться в текст, не только читать, но и вычитывать, т.е. видеть глубину содержания, следовать за мыслью автора и постигать ее, как анализ. Сущ ...
Дидактические игры и упражнения, и их значение
В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка: знакомство с цветом, формой, величиной, пространством, звуком. Много таких дидактических игр представлен ...