Межкультурная компетенция трактуется в исследованиях, разрабатывающих межкультурный подход к обучению иностранным языкам по- разному. Одни исследователи рассматривают её как способность людей разного пола и возраста мирно и без взаимной дискриминации существовать в одном обществе, другие – как способность участвовать в чужой до этого культуре, третьи – как идентичность, интегрирующую знания и образцы поведения, в основе которых лежат принципы плюрализма мышления и осознания историчности культурных процессов. Имеется также точка зрения, согласно которой межкультурная компетенция есть определённое качество личности, основанное на трезвом осознании мира, истории и готовности к действию.Таким образом, на фоне имеющихся разногласий в трактовках понятия «межкультурная компетенция» можно выявить единогласное признание учёными её гуманистическоё и образовательной ценности.
Наиболее оптимальной представляется позиция А.Кнапп-Поттхоффа, согласно которой межкультурная компетенция имеет следующие структурные компоненты:
аффективный;
когнитивный;
стратегический.
Опираясь на модель А. Кнапп-Поттхоффа, Е.В. Малькова(2000) отмечает, что межкультурная компетенция охватывает в основном онтологический аспект становления личности, а коммуникативная – языковые и речевые способности последней. Существенным результатом исследования, проведённого Е.В. Мальковой, является расширение стратегического компонента межкультурной компетенции за счёт включения в него рефлексии. Рефлексия есть размышление, полное сомнений, противоречий анализ собственного психического состояния, имеющегося у человека и приобретаемого им опыта по принципу «смотреть на себя со стороны». Рефлексия может использоваться как стратегия сознательного освоения знаний о культуре инофона, отражённых в текстах этой культуры.
Таким образом, только межкультурная компетенция (в её взаимосвязи с коммуникативной компетенцией) может выступить в качестве одного из показателей сформированности вторичной языковой личности. Такое утверждение основывается на положении о том, что межкультурная компетенция связана с осмыслением картины мира иной социокультуры, познанием смысловых ориентиров другого лингвосоциума, умением видеть сходства и различия между общающимися культурами и применять их в контексте межкультурного общения.
Из сказанного выше можно сделать целый ряд выводов, имеющих принципиальное значение для современного обучения иностранным языкам. Как уже отмечалось, межкультурное обучение направлено на формирование у учащихся способности к межкультурной коммуникации, и, следовательно, призвано способствовать осознанию учащимися своей принадлежности к определённому этносу, региону своего проживания и государству в целом.
Организуя межкультурное обучение, нацеленное на формирование у учащихся наряду с коммуникативной также и межкультурной компетенции, следует уделять должное внимание родной лингвоэтнокультуре учащихся.
В учебном процессе по иностранным языкам, имеющем ярко выраженную межкультурную доминанту, должен отражаться наряду с фактологическим и лингвострановедческим аспектами также и ценностный аспект, а «культурологические образцы», предлагаемые учащимися, должны подвергаться тщательному отбору по принципу: хорошо знать, иметь представление, уметь на что-то адекватно реагировать. Содержание обучения иностранным языкам должно предусматривать наряду с описанием социокультурного портрета страны изучаемого языка и носителя изучаемого языка обсуждение проблем, актуальных для мультилингвального и поликультурного мира, а именно: проблем расизма, экологические и демографические проблемы, конфликты и т.д.
Статьи по теме:
Индивидуализация и дифференциация обучения
Умственное развитие составляют как знания (включая и приемы, методы познания), так и обучаемость, способность приобретать эти знания. Как показали многочисленные эксперименты, весьма существенны индивидуальные различия в уровне усвоения знаний. Школьники, находящиеся в идентичных условиях обучения, ...
Тестирование как одна из текущих форм контроля
учебных достижений обучающихся
Педагогический контроль может осуществляется в различных формах, одной из самых удобных и эффективных является тестирование так, как тест имеет ряд черт, дающих основание видеть в их применении один из способов повышения эффективности учебного процесса. Тест позволяет проверить одновременно всех уч ...
Поиски в области логики и программы
системного исследования в педагогике
Реализация любого подхода в процессе познания, в том числе и системного, необходимо предполагает выстраивание определенных исследовательских шагов, позволяющих увидеть и исследовать предмет познания под тем или иным углом зрения. Методологическая программа системного подхода как четкие формальные н ...