Возникновение пунктуации как раздела языкознания

пунктуационный русский язык школа

Становление пунктуации было обусловлено развивающимися потребностями письменного общения. Еще в древних европейских рукописях отмечены отдельные знаки препинания, прежде всего точка (и комбинации точек), а также двоеточие, запятая, точка с запятой – они непосредственно употребляются (помимо указания границ слова в текстах без пробела) как разделительный знак препинания. Состав и употребление знаков препинания с развитием жанров и усложнением письменной речи меняется. Решающее значение для их систематизации и унификации в европейских языках имели изображение книгопечатания и деятельности типографов и издателей, в частности, венецианцев, упорядочивших в 15 веке для лат иноязычной письменности состав знаков препинания правила их употребления, которые в главных чертах дошли до нашего времени.

Закреплению традиций пунктуации европейских языков и ее дальнейшему употреблению, точнее – усвоению, способствовала художественная практика крупных писателей и деятельность языковедов – нормали заторов, кодифицирующих нормы, упорядочивающие правила употребления знаков препинания. В частности, для русской пунктуации имели большое значение труды Я.К. Грота (19 век) и А.Б. Шапиро, справочник Розенталя Д.Э. (80-е гг. 20 века) и при кодифицированности современных норм пунктуации могут быть отступления от них – как использование в отдельных звеньях системы в классовой практике пишущих.

Так, начало научному изучению русской пунктуации было положено “Российской грамматикой” М.В.Ломоносова (1757г). Дальнейшее развитие науки о русской пунктуации обнаруживает, с одной стороны, воздействие логической теории синтаксиса К.Ф. Беккера (это воздействие связано с соотношением “синтаксическая структура – пунктуация”.

В разных языках еще В.И. Классовский противопоставлял русскую и немецкую пунктуацию, для который характерно стремление до сих пор отмечать большинство синтаксических конструкций – французской, английской, итальянской, где эта черта отсутствует, но знаки препинания чаще всего выражают смысловые нюансы) с другой стороны – связь с практикой преподавания языка, и связаны с этим вышеперечисленные 3 принципа.

Для русского языка характерны 10 знаков препинания. И всеми ими мы активно пользуемся. Но какие же знаки препинания характерны для других языков? Оказывается, что для большинства языков, пользующихся иероглифами (китайское, арабское, японское письмо и другие), характерен минимальный состав традиционных знаков препинания – обычно в форме точки между предложениями (или строками), встречается в этой роли и вертикальная черта; реже – внутри предложения (например, японская “круглая точка” между предложениями, “черная точка” – между строками). Наряду с этим подобные письменности, начиная с 19 века, заимствовали знаки препинания из европейского (чаще всего английского) письма, употребление таких заимствованных знаков препинания часто факультативно.

Изучая историю знаков препинания, можно сделать вывод, что знаки препинания играли огромную роль еще в древности и такую же огромную роль играют по сегодняшний день в письменной речи каждого народа.


Статьи по теме:

Сравнительный анализ детского и взрослого дополнительного образования
№ п/п Основные характеристики деятельности дополнительного образования. Дополнительное образование детей Дополнительное образование взрослых 1. Цель Обеспечить доступность и эффективность дополнительного образования, создать условия для развития творческого потенциала и формирование всесторонне раз ...

Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в учебных отделениях
Основным принципом при определении содержания работы в разных учебных отделениях является дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу. Его сущность заключается в том, что учебный материал формируется для каждого учебного отделения с учётом пола, уровня физического развития, техничес ...

Методы, приемы и формы повторения
Примерно до 50-х гг. в психологической и педагогической литературе считали, что склонность учащихся к механическому запоминанию — возрастная особенность. Такая точка зрения приводила к тому, что многие учителя мирились с фактами механического заучивания как с неизбежным злом. А. А. Смирнов и П. И. ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru