Воспитательный процесс в средней школе региона

Страница 2

Новый подход к проблемам нравственного воспитания учащихся ясно проявился и при министре народного просвещения П.Н. Игнатьеве, что привело к требованию пере смотра методов воспитательной работы. В циркуляре от 28 сентября 1915 г. «О мерах к улучшению школьной жизни» П.Н. Игнатьев рекомендовал «проникнуться чуткой благожелательностью и стремлением идти навстречу духовым нуждам молодого поколения». При этом подчёркивалось, что «воспитательное влияние школы» должно заключаться, «главным образом, в предупреждении проступков, в мерах морального воздействия, выработка которых должна занять одно из видных мест в деятельности педагогических советов».

Как показывают материалы исследования, в последние годы акцент воспитательной работы в средних школах сместился с муштры, надзора и наказаний на меры морального воздействия, связанные с предупреждением проступков. Индивидуальные и групповые беседы, личный пример учителя становятся одними из ведущих методов воспитания. К наказаниям прибегали всё реже и реже и только в исключительных случаях. Так, например, в Якутском реальном училище старались как можно шире применять меры предупреждения, чтобы «пресечь в корне стремление к совершению дурного поступка, живое слово, частые беседы с учениками, выговоры, приглашения родителей в крайних случаях прибегали к наказаниям. По отношению к проступкам учеников рекомендовалось иметь в виду, чтобы проступок, совершённый впервые, не был упущен воспитателем: с каждым повторением однородного проступка последний переходит в привычку, борьба с которой составит для воспитателя уже более трудную задачу. В интересах школы старались не упустить по возможности поступков всех воспитанников и влиять при этом убеждением»

Ведущая роль в воспитательной работе с учащимися принадлежала самой личности воспитателя. Он должен был завоевать непререкаемый авторитет у воспитанников и быть для них живым примером честности, правдивости, добропорядочности, эталоном аккуратности и добросовестности в выполнении порученных ему обязанностей. Поэтому в учебных заведениях, особенно в последние годы, очень серьёзно и ответственно подходили к назначению учителей на воспитательские должности. Каждую кандидатуру предварительно рассматривали в воспитательной комиссии, затем согласовывали с директором и уже после этого представляли на голосование в педагогический совет.

Нравственному поведению учащихся уделяли внимание не только классные наставники, но и педагогический персонал школ в целом, осуществляя внешкольный надзор за воспитанниками. Например, считалось безнравственным и «запрещалось ношение длинных волос, усов, бороды, а равно излишних украшений: колец, перстней, часовых цепочек и т.д., а также тросточек, хлыстов, палок и т.д.». Запрещались вечера, сходки по сомнительному поводу, обращалось внимание на то, какие спектакли смотрят учащиеся в театрах, кинокартины в кинематографах и иллюзионах, какие общественные места посещают.

Религиозному воспитанию отводилось место и в преподавании практически всех школьных предметов, но особое место было отведено Закону Божьему.

На уроках объяснительного чтения, начиная с приготовительного класса, учащиеся знакомились и с интересом читали многие рассказы и учили стихотворения о родине, в которых авторы повествовали о России с любовью. Также в книгах для чтения в отделе «Родина» были помещены исторические рассказы и стихотворения, воспевавшие добрую старину, героизм и подвиги князей, полководцев и простых людей. В старших классах патриотическое воспитание проводилось на уроках словесности по курсу истории русской литературы. Особое место патриотическому воспитанию отводилось в курсе отечественной истории.

Празднование 100-леткей годовщины Отечественной войны, события столь знаменательного в жизни русского государства, должно было привлечь благоговейное внимание учащихся к славной памяти тех героев, которые в годину испытаний не жалели никаких средств и самой жизни в борьбе за благо своей отчизны, и оказать благотворное влияние на подрастающее поколение, способствуя укреплению и развитию в нем любви и преданности к родине. 25 августа совершили по убиенным воинам и героям отечественной войны панихиды, перед которыми директора учебных заведений произнесли краткие речи.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Компетентностный подход как условие формирования личности
В педагогической литературе часто употребляется и уже "устоялся" термин "компетентность". Его широкое применение вполне оправдано в связи с необходимостью обновления содержания образования и уточнения видов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся к окончанию образования. ...

Игры-занятия на формирование сенсорных эталонов для детей младшего – старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Младший дошкольный возраст 1. Выкладывание из мозаики на тему «Курочка и цыплята». Дидактическая задача. Фиксировать внимание детей том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения. Материал. Коробки с мозаикой из восьмиугольных элементом В каждую коробк ...

Культуроведческий подход к обучению межкультурному общению на иностранном языке
Культуроведческий подход обусловливает методическую систему обучения английскому языку как второму иностранному, т.е. цели, содержание и общие принципы обучения, а также определяет модель обучения, описывающую приемы формирования межкультурной компетенции и реализацию этих приемов в комплексе конкр ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru