Актуальные проблемы профориентационной работы

Аналитическое образование » Актуальные проблемы профориентационной работы

Страница 1

В настоящее время в нашей стране остро стоит вопрос подготовки рабочих кадров. Президент страны Д.А.Медведев на заседании Госсовета 31 августа 2010 года сказал: «Нам нужно окончательно расчистить основу для развития профессионального образования и выстроить профессионально-техническое образование в развитие тех процессов, которые идут в нашей стране, прежде всего в процесс модернизации», « .очевидна нехватка специалистов, выпускников начального и среднего профессионального образования».

Для решения поставленной задачи необходимы настоящие специалисты- профессионалы, мастера своего дела, глубоко знающие все тонкости профессии. Главное сегодня, чтобы работники практического звена пришли в учреждения начального и среднего профобразования готовить себе смену. Только постоянное общение с людьми, хорошо знающими и любящими свою работу, искренне желающими передать свой профессиональный опыт другим может подготовить компетентных специалистов, необходимых стране сегодня.

Из практики подготовки рабочих кадров, которая составляет у меня более 35 лет, могу сказать, что формирование общих и профессиональных компетенций, приобретение необходимых умений и навыков, опыта практической работы подростка напрямую зависит от его наставника. Увлекать романтикой созидания, творческим подходом к делу, глубиной познания сущности процессов – в этом заключается задача профтехобразования. На железной дороге работают трудолюбивые, влюблённые в свою профессию патриотичные люди, которые готовы делиться своим бесценным опытом работы в самых сложных условиях. Однако, как правило, они не имеют педагогического опыта и навыков преподавательской работы, и здесь неоценимую помощь должны оказать опытные преподаватели, методисты и научные педагогические кадры. Разработка системы по профессиональному сопровождению начинающего педагога становится насущной проблемой сегодняшнего дня.

Современный рынок труда молодежи имеет свои особенности:

■ несформированность профессиональных интересов у молодежи;

■ деформация профессиональных намерений подрастающего поколения, инфантилизм позиции;

■ отсутствие механизма корректировки структуры профессионального обучения;

■ отсутствие программ трудовой адаптации молодых специалистов;

■ ограниченные финансовые возможности молодежи для трудовой мобильности на рынках труда;

■ возрастающие масштабы платности за образование;

■ дисбаланс спроса и предложения (количественного и качественного);

■ несоответствие уровня квалификации требованиям работодателей;

■ отсутствие госзаказа на выпускников учреждений профессионального образования;

■ низкая оплата и неудовлетворительные условия труда, низкое качество рабочих мест в государственном секторе.

Кроме того, социологические исследования по выявлению особенностей выбора профессии учащимися школ, ежегодно проводимые ТОГОУ СПО «Политехнический колледж», показали, что каждый третий выпускник - на момент исследования (март 2010 г.) - не определились в выборе своего будущего вида профессиональной деятельности. При этом абсолютное большинство выпускников (66,0%) планирует поступить в ВУЗ, в то время как в структуре вакансий 74% составляют рабочие.

Основное противоречие молодежного рынка труда - увеличивающийся разрыв между трудовыми притязаниями молодых людей и возможностью их удовлетворения.

В данной ситуации возникает необходимость разработки профориентационных моделей, интегрирующих деятельность всех социальных институтов города и области - колледжей, школ, учреждений дополнительного и высшего профессионального образования, средств массовой информации, семьи и др. - по формированию у молодежи осознанного подхода к выбору профессии, регулирующих спрос и предложение по востребованным в регионе профессиям.

При этом необходимыми условиями экономической стабильности региона является обоснованность выбора вида профессиональной деятельности в соответствии с личными склонностями и потребностями экономики. Принципиальное значение в этой связи имеет профессиональная ориентация населения, особенно молодежи, впервые вступающей на рынок труда, и безработных граждан, вынужденных менять профессию.

Необходимо создание в профессиональном образовательном учреждении устойчивой системы работы по профессиональному сопровождению абитуриента, студента, начинающего специалиста и достаточных научных основ для создания и экспертизы качества функционирования такой системы.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Цели, задачи и правила проведения классного собрания
Классное собрание помогает учащимся понять значимость проблем, происходящих в жизни, вовлекает их в процесс разрешения собственных проблем. Важно проводить классные собрания не от случая к случаю, а в системе, по определенной технологии. Цель классных собраний – помочь в решении проблем, развивать ...

Организация педагогического процесса в дошкольном учреждении
В педагогической литературе указывается на то, что в истории отечественной дошкольной педагогики было несколько вариантов построения педагогического процесса. В 20-30-е гг., когда система общественного дошкольного воспитания еще только развертывалась, педагогический процесс строился по организующим ...

Становление культурно-образовательных связей с Европой в процессе образования русского государства
Отдельные русские мыслители и учителя XVI в. были людьми достаточно образованными и по греческим, и по европейским меркам. На русский язык ими были переведены такие важные в философском отношении сочинения, как "Диалектика" Иоанна Дамаскина, "Логика Авиасафа" (фрагменты из произ ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru