Методы и средства применения информационных технологий при изучении раздела «кулинария»

Аналитическое образование » Использование информационных технологий в технологической подготовке воспитанников детского дома » Методы и средства применения информационных технологий при изучении раздела «кулинария»

Страница 1

В современной педагогике различают общие формы обучения (коллективная, групповая, индивидуальная), формы организации учебно-воспитательного процесса (урок, кружки предметные, технического творчества, ученические научные общества, экскурсии и пр.).

Форма организации обучения - это «исторически сложившаяся, устойчивая и логически завершенная организация педагогического процесса, которой свойственны систематичность и целостность, саморазвитие, личностно-деятельностный характер, постоянство состава участников, наличие определенного режима проведения».

Методы обучения - способы совместной деятельности учителя и учащегося, направленные на решение задач обучения. Существует ряд классификаций. Наиболее ранняя - деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа). И методы работы учащегося (упражнение, самостоятельная работа). Но самая распространенная классификация - по источнику получения знаний.

Большинство отечественных ученых считают продуктивной классификацию, предложенную Л.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным. В ней выделяют следующие методы:

Объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод. Он включает демонстрацию, лекцию, изучение литературы, радио- и телевизионные передачи, использование дидактических машин и т.п. Он тренирует зрительную память и дает знания.

Проблемный метод используется главным образом на лекции, в ходе наблюдений, при работе с книгой, при экспериментировании, на экскурсиях. Благодаря ему учащиеся приобретают навыки логического, критического мышления.

Частично-поисковый метод при самостоятельной работе учащихся, беседе, популярной лекции, проектировании предоставляет школьникам возможность принять участие в отдельных этапах поиска. При этом они знакомятся с определенными моментами научно-исследовательской работы , проверяют гипотезы и оценивают результаты.

Исследовательский метод: учащиеся постепенно познают принципы и этапы научного исследования.

В трудовом обучении все эти методы могут быть конкретизированы по трем группам — в соответствии со способом передачи и усвоения информации: словесные, наглядные и практические. Словесные методы широко используются, им присущи богатство и выразительность, многообразие образов и понятий, которые можно передать живой речью. Учитель технологии, рассказывая подросткам о сравнительно сложных технических понятиях, может использовать удачно подобранные образы, аналогии. Рассмотрим особенности каждого из словесных методов.

В ходе рассказа ученики знакомятся с определенными предметами, явлениями или процессами по их словесному описанию. Эффективность применения рассказа зависит главным образом от того, насколько слова, используемые учителем, понятны для учащихся.

В трудовом обучении гораздо чаще используют разновидность рассказа — объяснение, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией. Объяснять приходится конструкцию машин, инструментов, приспособлений или правила построения технологического процесса. Этот метод используется во время вводного и текущего инструктажей, при раскрытии вопросов подготовки работы, приемов ее выполнения .

В работе с детьми нередко используют лекционный метод. От рассказа лекция отличается тем, что она не только воздействует на воображение и чувства и стимулирует конкретно-образное мышление, но и активизирует способность отбора и систематизации излагаемого материала. Структура лекции более строгая, чем структура рассказа, а ее ход в большей степени подчинен требованиям логики. Лекции должны сопровождаться слайдовой презентацией, видео-роликами, фильмами и т.п.

Рассказ, объяснение и лекция относятся к числу монологических методов обучения , при которых доминирует пассивная репродуктивная деятельность обучаемых (наблюдение, слушание, запоминание, выполнение действий по отбору). При этом , отсутствует «обратная связь»- необходимая педагогу информация об усвоении знаний, формировании умений и навыков. Поэтому более совершенным методом является беседа — метод обучения, при котором учитель использует имеющиеся у учащихся знания и опыт, и с помощью вопросов и полученных ответов подводит их к пониманию и усвоению нового материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.

Беседа не только требует от учащихся следования за мыслью учителя, но и провоцирует самостоятельные рассуждения, развивает внимание и речь.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи по теме:

Особенности урока иностранного языка
У урока иностранного языка своя специфика, которую учитель иностранного языка не может не учитывать. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной ...

Дидактические основы использования информационных средств в процессе обучения
Слово "технология" имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерны ...

Психолого - педагогические принципы развития мышления школьников
В соответствии с требованиями, предъявляемыми современной школой, обучение в ней должно ориентироваться на развитие продуктивного, творческого мышления, обеспечивающего возмож­ность самостоятельно приобретать новые знания, применять их в многообразных условиях окружающей действительности. Мы беремс ...

Навигация

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru