Обследование фонетической стороны речи

Страница 1

Обследование произношения звуков

При выявлении нарушения произношения логопед должен обратить внимание как на произношение согласных звуков, так и на особенности произношения гласных.

У детей-олигофренов произношение одного и того же звука речи часто является не одинаковым. Это зависит от структуры произносимого слова, от места данного звука в слове (начало, середина, конец), от соседних звуков. Поэтому в одних случаях ребенок пропускает звук, в других заменяет, в- третьих произносит искаженно. Кроме того, у этих детей с большим трудом протекает процесс автоматизации, т.е. закрепления звуков в речи. Это приводит к тому, что в речи звук произносится не правильно, хотя он поставлен у ребенка изолированно.

В связи с этим при обследовании звукопроизношения особенно важно обратить внимание на то, как ребенок произносит звук в различных фонетических условиях: изолирован, в слогах, в словах, во фразовой речи. Применяются задания, состоящее в многократном повторении одного звука, т.к при этом создаются условия, уменьшающие артикуляторные переключения с одного звука на другой. Это дает возможность обнаружить трудности денервации артикуляционного акта, особенно в случае «стертой» дизартрии. Для проверки произношения звуков используются специально подобранные предметные и сюжетные картинки. В их названиях должны быть такие слова, в которых исследуемый звук стоит в начале, в середине и в конце слова. Проверяются следующие группы звуков: гласные – а, о, у, ы, и; свистящие, шипящие, аффрикаты – с, сь, з, зь, ц, ш, ж, щ, ч; сонорные – р, рь, л, ль, м, мь, н, нь; глухие и звонкие парные – п-б, т-д, к-г, ф-в в твердом и в мягком звучании (п΄-б΄, т΄-д΄, к΄-г΄, ф΄-в΄).

При обследовании каждой группы звуков необходимо отметить, как произносится проверяемый звук (изолированно, в слогах, в словах) и как он используется в самостоятельной связной речи. На основе поученных данных определяется характер нарушения произношения: а) отсутствие звуков (рама-ама); б) искажение звуков (с-межзубный); в) замена звуков (ж-заменяется межзубным с, звук ч заменяется ть); г) смешение звуков (ребенок умеет говорить оба звука, но в речи смешивает их: часы-тясы). На каждого ребенка составляется протокол обследования звукопроизношения.

Таблица 6. Протокол обследования звукопроизношения Гиздуллина Марата

Звук

Оптический раздражитель (картинка)

Употребление звука в собственной речи (по сюжетной картинке)

Произношение звука

Характер нарушения произношения звука

Примечание

изолированно

в словах

отсутствие

искажение

замена

смешение

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Гласные Ы

Дым

мышь

грибы

э

э

э

э

э

 

ы- э

А

аист

мак

игла

а

а

а

У

утка

муха

кенгуру

у

у

у

О

осы

кот

окно

о

о

о

И

ива

слива

петухи

и

и

и

Согласные С

колесо сосна

нос

с

м/з

с

м/з

с

м/з

c

м/з

С΄

сирень

письмо

гусь

с

м/з

с

м/з

с

м/з

c`-с

м/з

З

замок

коза

з

м/з

з

м/з

з

м/з

з

м/з

З΄

земляника

газета

з

м/з

з

м/з

з

м/з

з`-з

м/з

Ц΄

цветок

курица

огурец

с

м/з

с

м/з

-

с

м/з

ц- с м/з

Ш

шапка

кошка

мышь

с

м/з

с

м/з

с

м/з

ш-с м/з

Ж

жук

лыжи

лыжник

з

м/з

з

м/з

з

м/з

ж-з м/з

Ч

чулок

очки

ключ

т

с м/з

т

ч-т, с м/з

Щ

щетка

ящик

плащ

с

м/з

с

м/з

с м/з

Л

лодка

пила

стол

бутылка

н

л

н

л

л

л

л-н

Л΄

лента

будильник

свирель

туфли

н

л

л

н

н

л`-н

Р

рука

корона

топор

трамвай

-

р

-

+

Р΄

редиска веревка

дверь

-

-

-

+

Б

бабочка

зубы

арбуз

п

п

п

б-п

Б΄

белка

п

п

п

б`-п

П

панама

платок

сноп

п

п

п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

П΄

петух

ступеньки

сноп

п

п

п

п`-п

Д

Дом

дедушка

карандаш

т

т

т

д-т

Г

голова

нога

глаза

гитара

т

т

т

г-т

К

кукла

рука

молоток

т

т

т

к-т

К΄

кепка

тапки

т

т

т

т`-т

Х

халат

муха

хлеб

петух

орехи

-

х

-

-

-

х

-

+

М

мухомор

лампа

дом

мяч

м

м

м

Н

нож

конфета

лимон

н

н

н

н

н

Н΄

сани

нитки

пень

коньки

н

н

н

н

н

н

н`-н

В

ворона

корова

гвозди

в

в

в

в

-

В΄

свинья

венок

в

в

-

в

в`-в

Ф

фартук

кофта

шкаф

филин

в

ф

в

ф

ф

в

ф-в

Т

туфли

котлеты

кот

т

т

т

т

т

т

Т΄

телевизор

утюг

т

т

т

т

т`-т

Йотация

яблоко

обезьяна

змея

юбка

верблюд

ель

огурец

ёжик

берёза

на

на

ну

е

е

о

о

на

ну

е

о

на

на

ну

-

е

е

о

о

я-на

ю-ну

ё-о

АЙ, ИЙ

трамвай

чайник

воробей

лейка

ай

и

ай

и

ай

ай

и

и

ей-и

ЬЯ, ЪЕ

свинья ружье

платье

-

а

о

э

а

о

э

ья-а

ьё-о

ье-э

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Показатели уровня развития познавательной активности
Умственное развитие учащихся, являясь основным показателем эффективности любого метода или процесса обучения, тесно связано с познавательной активностью и самостоятельностью, уровень развития познавательной активности и самостоятельности характеризует познавательные возможности человека, и вместе с ...

План взаимодействия с родителями
Игра требует достаточно большой по объему работы со стороны педагогов и родителей, поэтому мы выстраиваем их взаимодействие по определенной схеме. Из которой понятно, что значительная часть предварительной работы ложится на плечи воспитателя. Успех реализации опыта, на наш взгляд, имеет прямую зави ...

Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в учебных отделениях
Основным принципом при определении содержания работы в разных учебных отделениях является дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу. Его сущность заключается в том, что учебный материал формируется для каждого учебного отделения с учётом пола, уровня физического развития, техничес ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru