Обследование фонетической стороны речи

Страница 1

Обследование произношения звуков

При выявлении нарушения произношения логопед должен обратить внимание как на произношение согласных звуков, так и на особенности произношения гласных.

У детей-олигофренов произношение одного и того же звука речи часто является не одинаковым. Это зависит от структуры произносимого слова, от места данного звука в слове (начало, середина, конец), от соседних звуков. Поэтому в одних случаях ребенок пропускает звук, в других заменяет, в- третьих произносит искаженно. Кроме того, у этих детей с большим трудом протекает процесс автоматизации, т.е. закрепления звуков в речи. Это приводит к тому, что в речи звук произносится не правильно, хотя он поставлен у ребенка изолированно.

В связи с этим при обследовании звукопроизношения особенно важно обратить внимание на то, как ребенок произносит звук в различных фонетических условиях: изолирован, в слогах, в словах, во фразовой речи. Применяются задания, состоящее в многократном повторении одного звука, т.к при этом создаются условия, уменьшающие артикуляторные переключения с одного звука на другой. Это дает возможность обнаружить трудности денервации артикуляционного акта, особенно в случае «стертой» дизартрии. Для проверки произношения звуков используются специально подобранные предметные и сюжетные картинки. В их названиях должны быть такие слова, в которых исследуемый звук стоит в начале, в середине и в конце слова. Проверяются следующие группы звуков: гласные – а, о, у, ы, и; свистящие, шипящие, аффрикаты – с, сь, з, зь, ц, ш, ж, щ, ч; сонорные – р, рь, л, ль, м, мь, н, нь; глухие и звонкие парные – п-б, т-д, к-г, ф-в в твердом и в мягком звучании (п΄-б΄, т΄-д΄, к΄-г΄, ф΄-в΄).

При обследовании каждой группы звуков необходимо отметить, как произносится проверяемый звук (изолированно, в слогах, в словах) и как он используется в самостоятельной связной речи. На основе поученных данных определяется характер нарушения произношения: а) отсутствие звуков (рама-ама); б) искажение звуков (с-межзубный); в) замена звуков (ж-заменяется межзубным с, звук ч заменяется ть); г) смешение звуков (ребенок умеет говорить оба звука, но в речи смешивает их: часы-тясы). На каждого ребенка составляется протокол обследования звукопроизношения.

Таблица 6. Протокол обследования звукопроизношения Гиздуллина Марата

Звук

Оптический раздражитель (картинка)

Употребление звука в собственной речи (по сюжетной картинке)

Произношение звука

Характер нарушения произношения звука

Примечание

изолированно

в словах

отсутствие

искажение

замена

смешение

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Гласные Ы

Дым

мышь

грибы

э

э

э

э

э

 

ы- э

А

аист

мак

игла

а

а

а

У

утка

муха

кенгуру

у

у

у

О

осы

кот

окно

о

о

о

И

ива

слива

петухи

и

и

и

Согласные С

колесо сосна

нос

с

м/з

с

м/з

с

м/з

c

м/з

С΄

сирень

письмо

гусь

с

м/з

с

м/з

с

м/з

c`-с

м/з

З

замок

коза

з

м/з

з

м/з

з

м/з

з

м/з

З΄

земляника

газета

з

м/з

з

м/з

з

м/з

з`-з

м/з

Ц΄

цветок

курица

огурец

с

м/з

с

м/з

-

с

м/з

ц- с м/з

Ш

шапка

кошка

мышь

с

м/з

с

м/з

с

м/з

ш-с м/з

Ж

жук

лыжи

лыжник

з

м/з

з

м/з

з

м/з

ж-з м/з

Ч

чулок

очки

ключ

т

с м/з

т

ч-т, с м/з

Щ

щетка

ящик

плащ

с

м/з

с

м/з

с м/з

Л

лодка

пила

стол

бутылка

н

л

н

л

л

л

л-н

Л΄

лента

будильник

свирель

туфли

н

л

л

н

н

л`-н

Р

рука

корона

топор

трамвай

-

р

-

+

Р΄

редиска веревка

дверь

-

-

-

+

Б

бабочка

зубы

арбуз

п

п

п

б-п

Б΄

белка

п

п

п

б`-п

П

панама

платок

сноп

п

п

п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

П΄

петух

ступеньки

сноп

п

п

п

п`-п

Д

Дом

дедушка

карандаш

т

т

т

д-т

Г

голова

нога

глаза

гитара

т

т

т

г-т

К

кукла

рука

молоток

т

т

т

к-т

К΄

кепка

тапки

т

т

т

т`-т

Х

халат

муха

хлеб

петух

орехи

-

х

-

-

-

х

-

+

М

мухомор

лампа

дом

мяч

м

м

м

Н

нож

конфета

лимон

н

н

н

н

н

Н΄

сани

нитки

пень

коньки

н

н

н

н

н

н

н`-н

В

ворона

корова

гвозди

в

в

в

в

-

В΄

свинья

венок

в

в

-

в

в`-в

Ф

фартук

кофта

шкаф

филин

в

ф

в

ф

ф

в

ф-в

Т

туфли

котлеты

кот

т

т

т

т

т

т

Т΄

телевизор

утюг

т

т

т

т

т`-т

Йотация

яблоко

обезьяна

змея

юбка

верблюд

ель

огурец

ёжик

берёза

на

на

ну

е

е

о

о

на

ну

е

о

на

на

ну

-

е

е

о

о

я-на

ю-ну

ё-о

АЙ, ИЙ

трамвай

чайник

воробей

лейка

ай

и

ай

и

ай

ай

и

и

ей-и

ЬЯ, ЪЕ

свинья ружье

платье

-

а

о

э

а

о

э

ья-а

ьё-о

ье-э

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Основания технологии личностно-ориентированного обучения
Как показало исследование в самом общем виде трактовку понятия "педагогическая технология" в дидактике можно свести к трем основным точкам зрения. 1. Педагогическая технология (ПТ) отождествляется с формой организации учебного процесса (без дифференциации формы как способа обучения и, нап ...

Изучение развития художественного восприятия старших дошкольников
Художественное восприятие существенно отличается не только от перцепции предметов действительности, но и от постижения знаковых предметов, функционирующих в науке. И связано это с практически-действенным характером искусства: ведь как раз в ходе восприятия художественного произведения и протекает д ...

Разработка методики системно-педагогического исследования
С самого начала обращения отечественной педагогики к системному подходу ведущие методологи педагогики указывали на необходимость разработки специально педагогической методологии системного подхода, имея в виду не только общую программу, но и тактику системно-педагогического исследования. М.А.Данило ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru