Из истории юннатского движения в России

Страница 10

Девяностые годы в истории юннатского движения являются периодом определения стратегии сохранения и развития существующей системы российских станций юных натуралистов. Центральная станция юных натуралистов в этой системе сохраняет свою роль как координационный центр информационной, организационно-методической, образовательной работы по дополнительному экологическому образованию учащихся.

С 1992 года наблюдается тенденция сокращения профильных учреждений и преобразование их в многопрофильные. Так, Ленинградская областная СЮН, Мурманская областная СЮН, СЮН республики Саха сохранились в форме эколого-биологических отделов – одним из структурных подразделений областных и республиканского центров внешкольного образования. К большому сожалению, есть случаи ликвидации учреждений системы.

Так, прекращена деятельность Сахалинской областной СЮН (1992 г.), Магаданской областной СЮН (1993 г.), Новгородского областного учебно-методического ЭБЦ (бывшая областная СЮН) (1996 г.)

Но именно в этот период происходит переориентация направлений деятельности учреждений дополнительного образования эколого-биологического профиля. Экологизация образовательной деятельности становится приоритетной в системе станций юных натуралистов Российской Федерации. Немало из них преобразуются в эколого-биологические центры учащихся, но большинство сохраняют прежнее название – Станция юных натуралистов.

Деятельность ЦСЮН в этот период была направлена на разработку нормативной документации, сохранение оправдавших себя практике и поиск новых форм и методов образовательной деятельности с учащимися, внедрение их в работу учреждений дополнительного образования эколого-биологического профиля.

Ежегодно проводятся совещания директоров Российских СЮН и ЭБЦу, на которых обсуждаются проблемы, связанные с определением места учреждений дополнительного образования в системе непрерывного экологического образования, а также содержание форм и методов образовательной деятельности.

Разработаны и распространены в системе СЮН и ЭБЦу России ряд необходимых для этого периода методических материалов, таких как: «Положение об эколого-биологическом центре учащихся», методики занятий по гидробиологии, ботанике, почвоведению рекомендуемые к использованию в исследовательских работах с учащимися в мониторингах и в деятельности по сохранению окружающей среды.

Кроме того, ЦСЮН активно участвовала в разработке «Типового положения об учреждении дополнительного образования» Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, внесла предложение в Управление дополнительного образования о проведении Всероссийского конкурса авторских программ, разработала вариант «Положения Всероссийского конкурса авторских программ эколого-биологической направленности». В настоящее время идет подготовка к подведению итогов этого конкурса. Кроме того, ЦСЮН внедряет в систему учреждений дополнительного образования обучающихся эколого-биологического профиля новые формы совместной деятельности ученых, педагогов-экологов, школьников – научно-общественные программы (проекты). Участие детей в проектах дает возможность наиболее эффективного решения задач, связанных с развитием Личности ребенка.

Вовлечение юных натуралистов России в научно-общественные программы (проекты) создало новые формы массовой работы с детьми. Основной упор в этой деятельности, СЮН делает не на «массовость», а на «эффектность» этой работы. Наряду с существующими ранее формами массовой работы – Слет юных экологов (1994, 1995 гг.), проводятся более локальные и эффективные «Лагеря» и «Школы» по отдельным разделам биологической науки – гидробиологии, орнитологии, геоботанике (1992-1994 гг.), комплексного экологического исследования (1994-1996 гг.), мониторинга водных экосистем (1997 г.).

Ежегодно ЦСЮН организует и проводит Всероссийские конкурсы «Моя малая родина» (1995-1997 гг.), «Подрост» (с 1996 г.), итоговые Всероссийские конференции исследовательских работ учащихся России.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 


Статьи по теме:

Анализ учебников по истории Древнего мира
На изучение истории в 5 классе отводится не менее 45 ч. Культурно-исторический материал занимает в курсе значительное место. На изучение всех этих вопросов в программе отведено недостаточно времени. При изложении культурно-исторического материала должны быть показаны исторические условия развития к ...

Самостоятельная работа и дидактические принципы ее организации
Анализ работ, посвящённых проблеме организации самостоятельной работы школьников, П.И. Пидкасистого, И.А. Зимней, Манвелова С.Г. и др., показал, что понятие самостоятельной работы трактуется неоднозначно. Самостоятельная работа - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия у ...

Развитие качеств творческого мышления
Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектично­сти и сис­темности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышле­ние гибким, оригинальным и продуктивным. Ассоциативность – это способность видеть с ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru