Разработка методики системно-педагогического исследования

Аналитическое образование » Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике » Разработка методики системно-педагогического исследования

Страница 23

Цели и задачи исследования поставили нас перед необходимостью попытки преодоления неупорядоченности общенаучных системных концепций и идей, объединяемых понятием «системный подход» для получения методологического инструмента анализа, структурирования и оценки системологических поисков в области педагогики. Рассмотрение всего массива системных концепций с точки зрения этапов формирования предмета научного познания (идея Е.Б.Агошковой и Б.В.Ахлибинского) позволили нам дифференцировать их в соответствии с эпистемологическими уровнями и представить в виде целостной модели методологии общенаучного системного подхода:

Онтологический уровень системного исследования, на котором происходит выделение объекта познания, представление его как “органичного целого”.

Гносеологический уровень, на котором необходимо специальное усилие, чтобы увидеть объект как систему, то есть, выделив в объекте его аспект – предмет познания, представить его как систему.

Методологический уровень,

а) общенаучный, связанный с построением программы исследования предмета как системы, то есть определением формальных норм и логики исследования, последовательности познавательных процедур (общее);

б) конкретно-научный, на котором происходит дисциплинарная конкретизация программы исследования предмета как системы определенного класса (особенное); как уникальной системы (единичное).

Праксеологический уровень, связанный с построением «методологии практики», то есть конструированием нормативных моделей исследуемого предмета с целью реализации их в практике, и разработкой соответствующих рекомендаций «пользователям» этой модели (см. таблицу 1 в §2 первой главы).

Все проявления системных ориентаций, все системные концепции и теории могут быть типологизированы согласно тем эпистемологическим уровням, на реализацию которых направлены их процедуры.

Данная модель принимается нами в качестве логической матрицы для обобщенного анализа системологических поисков отечественных педагогов.

Системные идеи в отечественной педагогике задолго до обращения к системному подходу существовали в рамках отечественной культурной традиции как способ видения мира и педагогической реальности в нем, как стремление к полноте охвата изучаемого объекта, как форма, найденная для адекватного отражения сущности исследовательской позиции. Системность была органично присущей мышлению отечественных педагогов конца XIX – начала ХХ веков (В.П.Вахтеров, К.Н.Вентцель, П.Ф.Каптерев и др.) как результат разработки фундаментальных вопросов педагогики и рефлексии над самим процессом познания и была унаследована послереволюционной педагогикой в качестве интеллектуального средства, стиля мышления, объединявшего авторов большинства инновационных проектов советской школы и педагогики.

Революционные преобразования 1917 - 1920-х годов ставили перед педагогической наукой неотложные задачи теоретического и методического обеспечения процесса создания новой образовательной системы страны. Послереволюционная педагогика, унаследовавшая от педагогики рубежа веков идеи целостности, гармонии, единства, системности как интеллектуальное средство, использовала их в оформлении попыток синтеза идеологии и философии марксизма с теоретическим и практическим наследием гуманистической педагогики (Л.А.Степашко).

Страницы: 18 19 20 21 22 23 24 25 26


Статьи по теме:

Анализ программ и курсов гражданского и патриотического воспитания в 6-8 классах
Различные курсы гражданского образования сегодня существуют уже во многих школах Российской Федерации. В ряде регионов оно включено в региональный образовательный компонент. Появились и продолжают появляться различные курсы и программы как рекомендованные для применения в общеобразовательных школах ...

Разработка перечня УПР
Перечень составляется в соответствии с рядом принципов: а). Изготавливаемое изделие должно соответствовать учебным целям и задачам, т.е. при освоении операций учащиеся должны усвоить все приемы, которые предусмотрены учебной программой. Уровень освоения должен быть соответствующим. б). Порядок осва ...

Сравнительная характеристика грамматических явлений русского и немецкого языков
грамматика немецкий язык обучение сказка В лингвистической литературе, рассматривающей вопросы типологического сопоставления грамматического строя русского и немецкого языков, выделяются с одной стороны, сходные черты, а с другой – различия на всех уровнях (морфемно-морфологическом и синтаксическом ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru