Особенности преподавания школьного курса Обществоведения в переходную эпоху

Аналитическое образование » Школьное гуманитарное образование в России в условиях переходного периода в 90-е гг. XX века » Особенности преподавания школьного курса Обществоведения в переходную эпоху

Страница 2

Курс, состоящий из четырех частей (по 68 час), по мнению автора, должен был отражать человека, рассматриваемого в единстве с окружающей природой и социальной средой: «Мир и человек» (VIII класс), «Человек среди людей» (IX класс), «Личность и общество» (X класс), «Человек в современном мире. Советское общество на путях перестройки» (XI класс)5. Темы и вопросы последней части курса предусматривали проявление творческой инициативы учителя. Предлагаемая программа дисциплины предусматривала также проведение факультативных курсов для полноты содержательного раскрытия проблем многогранного мировоззренческого характера: «Современная молодежь и ее проблемы», «Международные отношения на современном этапе», «Культура мышления», «Сокровища мировой культуры», «право в нашей жизни», «Основы экономического мышления», «Выдающиеся личности XX столетия».

По замыслам авторского коллектива Л.Н. Боголюбова, новый курс «Человек и общество» должен способствовать социализации молодого поколения, формированию его мировоззрения, социалистических ценностных ориентации, стать важнейшей составляющей процесса гуманитаризации образования (идея ценности человека и его свободного развития - стержневая идея курса). Неразрывная связь двух частей курса (272 час): первая - VIII-IX классы, и вторая - X-XI классы создавали концепцию курса «Человек и общество», как принципиально нового подхода к созданию школьного обществоведческого предмета. Приоритет многоаспектного и многоуровневого рассмотрения взаимоотношений личности и общества, включение достаточно развернутого материала в спектр исследования, отбор содержания и структурирование материала, существенно отличали эту программу от других авторских разработок. Представленные разделы: «Человек. Природа. Общество», «Личность. Мораль. Право», «Социализм, перестройка, человек» предусматривали отражение в курсе положения человека в каждой из сфер жизни общества.

Содержание правового обучения и воспитания в школе долгие годы отражало деформированные представления о государстве и праве, демократии и законности, правосудии и правах граждан. Отказ от догм, разработка принципов правового государства потребовали серьезного обновления школьного курса.

Попыткой решения задач гражданского воспитания школьников, одним из важных звеньев обновленного социализма в учебно-воспитательном процессе можно считать разработку курса с условным названием «Граждановедение», который рассматривался как составная часть курса «Обществознание». Курс «Граждановедение» мыслится как стержень работы школы по формированию гражданственности (в V-IX классах). Программа курса (авт. Я.В. Соколов, А.Ф. Никитин) стала одной из первых принципиально новых качественных программ в 1990 г., предлагающая вариативность и альтернативность курсу «Человек и общество» на стадии изучения в VIII-IX классах школы. В 1991 г. Б.С. Духаном была составлена программа курса «Современный мир» для учащихся полной средней школы.

В 1992 г. был издан сборник программ по обществоведению, в который вошли программы курсов «Человек и общество» (авт. В.И. Купцов и др.) и «Основы современной цивилизации» (авт. Л.Н. Боголюбов и др.). Авторами была предпринята попытка на основе современных научных подходов преодолеть схематизм и односторонность в освещении проблем развития общества, характерный для предыдущих обществоведческих курсов. В 1993 г. были опубликованы новый вариативные программы по обществознанию «гуманистические ценности европейской цивилизации» (авт. Н.И. Элиасберг и др.) и «Школьникам о праве» (авт. А.Ф. Никитин и Н.Г. Суворова). Первый курс носил в основном дополнительный характер, второй — стал обязательным элементом системы правового образования и воспитания в основной школе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи по теме:

Воспитательно-образовательное значение экскурсий в природу
Природа представляет все необходимое для нашего существования: и воздух, и воду, и пищу, и одежду, и кров, и многое другое. Но вместе с тем природа, как добрая мать, выступает перед нами еще в одной роли, которую часто недооценивают: она – наша учительница и воспитательница. Она влияет на наше духо ...

Использования средств изобразительного искусства для развития воображения
Основной мотив творческой деятельности в начальной стадии ее формирования заключается для ребенка в самом процессе выражения чувств. Несколько позже ему свойственны сознательные поиски средств выражения, но у многих детей возникает разочарование в изобразительной деятельности, поскольку уровень их ...

Методика проведения самостоятельной работы, развивающей творческую активность учащихся на этапе текущего повторения
Задача учителя - организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирования таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение. Важным ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru