В целом надо сказать, что тесты являются только одним из видов учебных заданий, используемых для контроля, диагностики обученности и обучаемости учащихся. Независимо от содержания и формы построения тестом можно считать только такую систему специально составленных заданий, решение которых имеет однозначные правильные ответы либо четкое описание (как минимум - на уровне ранговой шкалы) критериев интерпретации и оценки ответов (хотя бы как правильные - неправильные)
Характеристики тестов отвечают требованиям, которые предъявляются всем измерительным материалам. Наиболее существенные характеристики:
• валидность – соответствие проверочного материала целям контроля;
• надежность – устойчивость результатов тестирования при многократном использовании проверочного материала;
• репрезентативность – полнота охвата в тесте изученного материала;
• стандартизированность – единая процедура проведения и поведения итогов тестирования
Классификации тестов:
По процедуре создания выделяют тесты:
· стандартизированные;
· не стандартизированные.
По способу предъявления различают тесты:
· бланковые;
· предметные;
· аппаратурные;
· практические;
· компьютерные.
По характеру действий:
· вербальные;
· невербальные.
По ведущей ориентации выделяют:
• тесты на результативность;
• тесты на скорость;
• смешанные тесты.
По степени однородности задач тесты делят на:
• гомогенные, позволяющие измерить одно качество (уровень подготовки по одному предмету) однородными по составу заданиями;
• гетерогенные (многомерные) – для измерения уровня подготовки по нескольким предметам или свойствам личности
По целям использования в системе образования (классификация Нормана Е. Гроунлунда):
• определяющий (знания или поведение обучаемого в начале обучения) или «входной»;
• формирующий (тест прогресса, достигнутого в обучении) или «обучающий»;
• диагностический (тест на выявление трудностей в обучении и их источников) или «корректирующий»;
• суммирующий (тест достижений в конце обучения) или «итоговый»
Для текущего контроля основным являются формирующие и диагностические тесты, так как они именно они отвечают его целям.
Наиболее удачной, на наш взгляд, является классификация тестовых заданий, представленная в работах А.Н. Майорова и B.C. Аванесова (рис.1,2). В общем виде можно выделить несколько групп тестовых заданий. Первую группу образуют задания, в которых правильный ответ надо дописать, обычно это одно слово или один знак. Заданиям этой формы предшествует стандартная инструкция: «Дополнить .». Майоров в данной группе выделяет две подгруппы или два типа тестовых заданий - дополнения и свободного изложения. В заданиях дополнения испытуемые должны самостоятельно давать ответы на вопросы, однако их возможности ограничены. Задания свободного изложения, или свободного конструирования, также предполагают свободные ответы испытуемых по сути задания. Но на ответы не накладываются ограничения. Однако формулировки заданий должны обеспечивать наличие только одного правильного ответа. Автор считает, что задания дополнения и задания свободного изложения имеют существенные различия как по процедуре их создания, так и по схеме анализа и особенностям использования. B.C. Аванесов задания открытой формы не классифицирует.
Статьи по теме:
Организация педагогического процесса в дошкольном учреждении
В педагогической литературе указывается на то, что в истории отечественной дошкольной педагогики было несколько вариантов построения педагогического процесса. В 20-30-е гг., когда система общественного дошкольного воспитания еще только развертывалась, педагогический процесс строился по организующим ...
Причины возникновения беспризорности
В истории человечества беспризорничество как особое социальное явление существует давно. Но в периоды политических, социально-экономических потрясений, войн, революций, национальных междоусобиц - число беспризорных детей значительно возрастает. Имеют свою историю и способы решения проблем детей, вы ...
Развитие творческого
воображения
Вторым направлением формирования творческих способностей дошкольников развитие воображения. Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний к соотношений что-либо новое, выходящее за пред ...