В целом надо сказать, что тесты являются только одним из видов учебных заданий, используемых для контроля, диагностики обученности и обучаемости учащихся. Независимо от содержания и формы построения тестом можно считать только такую систему специально составленных заданий, решение которых имеет однозначные правильные ответы либо четкое описание (как минимум - на уровне ранговой шкалы) критериев интерпретации и оценки ответов (хотя бы как правильные - неправильные)
Характеристики тестов отвечают требованиям, которые предъявляются всем измерительным материалам. Наиболее существенные характеристики:
• валидность – соответствие проверочного материала целям контроля;
• надежность – устойчивость результатов тестирования при многократном использовании проверочного материала;
• репрезентативность – полнота охвата в тесте изученного материала;
• стандартизированность – единая процедура проведения и поведения итогов тестирования
Классификации тестов:
По процедуре создания выделяют тесты:
· стандартизированные;
· не стандартизированные.
По способу предъявления различают тесты:
· бланковые;
· предметные;
· аппаратурные;
· практические;
· компьютерные.
По характеру действий:
· вербальные;
· невербальные.
По ведущей ориентации выделяют:
• тесты на результативность;
• тесты на скорость;
• смешанные тесты.
По степени однородности задач тесты делят на:
• гомогенные, позволяющие измерить одно качество (уровень подготовки по одному предмету) однородными по составу заданиями;
• гетерогенные (многомерные) – для измерения уровня подготовки по нескольким предметам или свойствам личности
По целям использования в системе образования (классификация Нормана Е. Гроунлунда):
• определяющий (знания или поведение обучаемого в начале обучения) или «входной»;
• формирующий (тест прогресса, достигнутого в обучении) или «обучающий»;
• диагностический (тест на выявление трудностей в обучении и их источников) или «корректирующий»;
• суммирующий (тест достижений в конце обучения) или «итоговый»
Для текущего контроля основным являются формирующие и диагностические тесты, так как они именно они отвечают его целям.
Наиболее удачной, на наш взгляд, является классификация тестовых заданий, представленная в работах А.Н. Майорова и B.C. Аванесова (рис.1,2). В общем виде можно выделить несколько групп тестовых заданий. Первую группу образуют задания, в которых правильный ответ надо дописать, обычно это одно слово или один знак. Заданиям этой формы предшествует стандартная инструкция: «Дополнить .». Майоров в данной группе выделяет две подгруппы или два типа тестовых заданий - дополнения и свободного изложения. В заданиях дополнения испытуемые должны самостоятельно давать ответы на вопросы, однако их возможности ограничены. Задания свободного изложения, или свободного конструирования, также предполагают свободные ответы испытуемых по сути задания. Но на ответы не накладываются ограничения. Однако формулировки заданий должны обеспечивать наличие только одного правильного ответа. Автор считает, что задания дополнения и задания свободного изложения имеют существенные различия как по процедуре их создания, так и по схеме анализа и особенностям использования. B.C. Аванесов задания открытой формы не классифицирует.
Статьи по теме:
Содержание работы по формированию пунктуационных
навыков у учащихся начальной школы
Традиционная программа. Формирование пунктуационного навыка – процесс длительный и начинается в период обучения грамоте, но имеет свои особенности в зависимости от программы обучения. Обучаясь по традиционной системе 1-4-Рамзаева или Зеленина, Хохлова и “Букварь” В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, А.Ф ...
Обучающий эксперимент и анализ его результатов
Следующим этапом нашей работы было проведение серии экспериментальных занятий с учащимися 7-х классов средней школы г. Астрахани. Мы не приводим в нашей работе описание каждого проведенного урока. Останавливаемся лишь на некоторых методических приемах, использовавшихся нами на уроках алгебры для ак ...
Анализ понятия качества образования в современной
школе
Вопрос качества образования в настоящее время приобрёл особую актуальность в связи с поиском эффективных механизмов устойчивого развития системы образования. Серьезное влияние на актуализацию качества образования как современную социально-педагогическую проблему оказывает возрастающая интеллектуали ...