Экологическая психология (от греч. оikоs - дом, родина и psyche - душа + logos - учение) - психологическое направление, одним из основателей является Дж. Брунер - . Рассматривает психологические процессы человека, находящегося в том или ином окружении. Постулируется наличие причинной связи не линейного характера, а системного (сетевого). В соответствии с этим считается, что новые знания усваиваются не сами по себе, а в контексте события их социального усвоения.
Таким образом, владея знаниями о развитии субъективного отношения к природе в онтогенезе (Таблица 1), педагог может использовать новейшие технологии обучения и воспитания в областях таких наук как: "экология", "биология", "зоопсихология", "социальная экология", "экологическая социология", "экологическая психология", "экологическая психоакустика", "экопсихология развития", "экология личности", "экологическое сознание", "экологическое восприятие", "экологическая этика" и т. д. и т. п., для достижения максимального эффекта по снижению влияния экологического кризиса.
инновационный педагогический экологический психология
Таблица 1
Развитие субъективного отношения к природе в онтогенезе (С.Д. Дерябо)
Дошкольный возраст |
С.Д. Дерябо рассматривает субъективное отношение к природе в дошкольном и младшем школьном возрасте. В дошкольном возрасте несформированность познавательной сферы приводит к антропоморфизму в отношении к природе. Дошкольник считает различные природные объекты субъектами, способными думать, чувствовать, он не различает границы между «человеческим» и «не-человеческим», что является прямым следствием эгоцентризма дошкольника. Следующая характерная черта мышления дошкольника – артификализм – представление о том, что все объекты и явления окружающего мира изготовлены самими людьми для своих собственных целей. Данная особенность приводит к формированию у дошкольников прагматического характера модальности отношения к природе. Характер взаимодействия дошкольников с природными объектами зависит от уровня развития у них познавательной сферы. Несмотря на то, что у дошкольника преобладает когнитивный компонент отношения к природе, взрослые навязывают своим примером перцептивно-аффективный компонент. Однако говорить о сформированности перцептивно-аффективного компонент рано, т.к. развитие этого компонента требует определенного уровня сформированности как познавательной, так и эмоциональной сфер личности, который достигается значительно позже. Практический и поступочный компонент отношения к природе у дошкольников также сформированы достаточно низко. |
Младший школьный возраст |
В младшем школьном возрасте происходит существенное изменение характера модальности отношения к природе. Преодолевая эгоцентризм в процессе социализации, ребенок уже перестает считать природные объекты субъектами, наделенными собственным внутренним миром, последовательно дифференцирует сферы «человеческого» и «не-человеческого». В этом возрасте антропоморфизм дошкольников сменяется субъектификацией – переходом к доминированию функционального и установочного аспекта, построенного на оппозиции «равное-неравное». Также к младшему школьному возрасту полностью разрушается детский артификализм, что кардинально меняет цели и мотивы взаимодействия с природными объектами. Как и у дошкольников, у школьников отношение к природе проявляется познавательной сфере. Этому способствуют следующие факторы: значимость в их жизни учебной деятельности; приобретенное умение читать – возможность самостоятельно получать ответы на свои «почему». Тем не менее, практический компонент также начинает приобретать все большее значение. Растет и значение поступочного компонента. |
Младший и средний подростковый возраст рассматривается автором как один период. |
В этот период полностью исчезает антропоморфизм как способ осмысления мира природы. Продолжает сохранятся непрагматический характер взаимодействия с природными объектами. Автором было установлено, что именно для этого возраста характерен наименьший уровень выраженности экологических установок прагматического типа (природа – «объект пользы») и склонность к выбору прагматического типа взаимодействия с ней. Наметившееся еще в младшем школьном возрасте переструктурирование компонентов интенсивности отношения к природе окончательно складывается в младшем и среднем подростковом возрасте. У подростком начинает преобладать поступочный компонент. В старшем подростковом возрасте происходят кардинальные изменения субъективного отношения к природе. Начиная со старшего подросткового возраста, разрушается субъектное восприятие природных объектов, и хотя элементы субъектификации на этом этапе еще сохраняются, она перестает являться ведущим фактором, определяющим отношение к природным объектам. Также для этого периода характерно повышение количества «нигилистов» по сравнению с «фанатами». Хотя именно в старшем подростковом возрасте происходит резкий рост степени выраженности экологических установок прагматического типа. Прагматизм подростков хорошо реализовывается в их практической сфере. Автор выделяет, что в основе деятельности, связанной с природой, могут лежать: мотивация получения какого-нибудь «трофея», повышающего статус среди сверстников; подражание прагматической практической деятельности взрослых; возможность выхода компенсаторной агрессивности, обусловленной трудностями социализации в этом возрасте. Однако у достаточно большого числа подростков этого возраста сохраняется непрагматический характер модальности. В структуре интенсивности непрагматического отношения ведущим становится перцептивно-аффективный компонент. Второй ранг занимает поступочный, роль когнитивного компонента продолжает снижаться. |
Юношеский возраст |
В юношеском возрасте окончательно закрепляется объектный характер модальности отношения к природе. В этом возрасте растет доля «фанатов» и падает доля «нигилистов». Одновременно с этим падает степень выраженности экологических установок прагматического типа и склонности выбирать прагматический тип взаимодействия с природой. Ведущим в структуре интенсивности отношения к природе непрагматической модальности становится перцептивно-аффективный компонент, который значительно превышает все остальные и достигает своего максимального уровня в процессе онтогенеза |
Статьи по теме:
Новые подходы в организации самообразовательной деятельности учащихся на уроках истории
В соответствии с Законом Украины «Об общем среднем образовании « Идёт процесс реформирования системы образования, который направлен на реализацию принципов гуманизации, индивидуализации, дифференциации обозрения. В складывающейся в настоящее время экономической ситуации, профессиональная самореализ ...
Проблема специфики педагогических объектов системного исследования в
отечественной педагогике конца 60-х - 80-х годов хх века
Обращение советской педагогики к системному подходу в период его ''триумфального шествия" по всем областям науки, в период становления новой, системной парадигмы научного мышления было естественным и закономерным. Но характер использования и особенности развития системного подхода в педагогиче ...
Формирование и развитие
пунктуационного навыка у учащихся на уроках русского языка в повышении
грамотности
Преддипломная практика была проведена в 3 «В» классе МОУ СОШ №66. Учитель: Дацэнко Нина Павловна количество учащихся в классе 24 человека. Для получения более объективных, достоверных результатов исследуя был определен контрольный класс 3 «А», в составе 25 человек. Учитель: Предвечная Жанна Викторо ...