Экологическая психология (от греч. оikоs - дом, родина и psyche - душа + logos - учение) - психологическое направление, одним из основателей является Дж. Брунер - . Рассматривает психологические процессы человека, находящегося в том или ином окружении. Постулируется наличие причинной связи не линейного характера, а системного (сетевого). В соответствии с этим считается, что новые знания усваиваются не сами по себе, а в контексте события их социального усвоения.
Таким образом, владея знаниями о развитии субъективного отношения к природе в онтогенезе (Таблица 1), педагог может использовать новейшие технологии обучения и воспитания в областях таких наук как: "экология", "биология", "зоопсихология", "социальная экология", "экологическая социология", "экологическая психология", "экологическая психоакустика", "экопсихология развития", "экология личности", "экологическое сознание", "экологическое восприятие", "экологическая этика" и т. д. и т. п., для достижения максимального эффекта по снижению влияния экологического кризиса.
инновационный педагогический экологический психология
Таблица 1
Развитие субъективного отношения к природе в онтогенезе (С.Д. Дерябо)
Дошкольный возраст |
С.Д. Дерябо рассматривает субъективное отношение к природе в дошкольном и младшем школьном возрасте. В дошкольном возрасте несформированность познавательной сферы приводит к антропоморфизму в отношении к природе. Дошкольник считает различные природные объекты субъектами, способными думать, чувствовать, он не различает границы между «человеческим» и «не-человеческим», что является прямым следствием эгоцентризма дошкольника. Следующая характерная черта мышления дошкольника – артификализм – представление о том, что все объекты и явления окружающего мира изготовлены самими людьми для своих собственных целей. Данная особенность приводит к формированию у дошкольников прагматического характера модальности отношения к природе. Характер взаимодействия дошкольников с природными объектами зависит от уровня развития у них познавательной сферы. Несмотря на то, что у дошкольника преобладает когнитивный компонент отношения к природе, взрослые навязывают своим примером перцептивно-аффективный компонент. Однако говорить о сформированности перцептивно-аффективного компонент рано, т.к. развитие этого компонента требует определенного уровня сформированности как познавательной, так и эмоциональной сфер личности, который достигается значительно позже. Практический и поступочный компонент отношения к природе у дошкольников также сформированы достаточно низко. |
Младший школьный возраст |
В младшем школьном возрасте происходит существенное изменение характера модальности отношения к природе. Преодолевая эгоцентризм в процессе социализации, ребенок уже перестает считать природные объекты субъектами, наделенными собственным внутренним миром, последовательно дифференцирует сферы «человеческого» и «не-человеческого». В этом возрасте антропоморфизм дошкольников сменяется субъектификацией – переходом к доминированию функционального и установочного аспекта, построенного на оппозиции «равное-неравное». Также к младшему школьному возрасту полностью разрушается детский артификализм, что кардинально меняет цели и мотивы взаимодействия с природными объектами. Как и у дошкольников, у школьников отношение к природе проявляется познавательной сфере. Этому способствуют следующие факторы: значимость в их жизни учебной деятельности; приобретенное умение читать – возможность самостоятельно получать ответы на свои «почему». Тем не менее, практический компонент также начинает приобретать все большее значение. Растет и значение поступочного компонента. |
Младший и средний подростковый возраст рассматривается автором как один период. |
В этот период полностью исчезает антропоморфизм как способ осмысления мира природы. Продолжает сохранятся непрагматический характер взаимодействия с природными объектами. Автором было установлено, что именно для этого возраста характерен наименьший уровень выраженности экологических установок прагматического типа (природа – «объект пользы») и склонность к выбору прагматического типа взаимодействия с ней. Наметившееся еще в младшем школьном возрасте переструктурирование компонентов интенсивности отношения к природе окончательно складывается в младшем и среднем подростковом возрасте. У подростком начинает преобладать поступочный компонент. В старшем подростковом возрасте происходят кардинальные изменения субъективного отношения к природе. Начиная со старшего подросткового возраста, разрушается субъектное восприятие природных объектов, и хотя элементы субъектификации на этом этапе еще сохраняются, она перестает являться ведущим фактором, определяющим отношение к природным объектам. Также для этого периода характерно повышение количества «нигилистов» по сравнению с «фанатами». Хотя именно в старшем подростковом возрасте происходит резкий рост степени выраженности экологических установок прагматического типа. Прагматизм подростков хорошо реализовывается в их практической сфере. Автор выделяет, что в основе деятельности, связанной с природой, могут лежать: мотивация получения какого-нибудь «трофея», повышающего статус среди сверстников; подражание прагматической практической деятельности взрослых; возможность выхода компенсаторной агрессивности, обусловленной трудностями социализации в этом возрасте. Однако у достаточно большого числа подростков этого возраста сохраняется непрагматический характер модальности. В структуре интенсивности непрагматического отношения ведущим становится перцептивно-аффективный компонент. Второй ранг занимает поступочный, роль когнитивного компонента продолжает снижаться. |
Юношеский возраст |
В юношеском возрасте окончательно закрепляется объектный характер модальности отношения к природе. В этом возрасте растет доля «фанатов» и падает доля «нигилистов». Одновременно с этим падает степень выраженности экологических установок прагматического типа и склонности выбирать прагматический тип взаимодействия с природой. Ведущим в структуре интенсивности отношения к природе непрагматической модальности становится перцептивно-аффективный компонент, который значительно превышает все остальные и достигает своего максимального уровня в процессе онтогенеза |
Статьи по теме:
Оптимальное развитие различных видов мыслительной
деятельности
Проблемность и другие принципы развития творческого мышления не могут быть реализованы без учета возрастных и индивидуально-типических особенностей мышления. Возрастным особенностям интеллектуального развития посвящено немало исследований. В них выявлена стадиальность развития интеллекта, дана хара ...
Условия формирования опыта
Необходимо, чтобы организация предметно-игровой среды в различных возрастных группах детского сада учитывала особенности поэтапного развития игровой деятельности детей и, одновременно, предоставляла бы максимальную возможность развертывания событийной стороны игры, учитывала возрастающий объем знан ...
Состояние российской системы образования и необходимость ее модернизации
Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80-х - начала 90-х годов оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативности образ ...