Экологическая психология и образование

Страница 2

Экологическая психология (от греч. оikоs - дом, родина и psyche - душа + logos - учение) - психологическое направление, одним из основателей является Дж. Брунер - . Рассматривает психологические процессы человека, находящегося в том или ином окружении. Постулируется наличие причинной связи не линейного характера, а системного (сетевого). В соответствии с этим считается, что новые знания усваиваются не сами по себе, а в контексте события их социального усвоения.

Таким образом, владея знаниями о развитии субъективного отношения к природе в онтогенезе (Таблица 1), педагог может использовать новейшие технологии обучения и воспитания в областях таких наук как: "экология", "биология", "зоопсихология", "социальная экология", "экологическая социология", "экологическая психология", "экологическая психоакустика", "экопсихология развития", "экология личности", "экологическое сознание", "экологическое восприятие", "экологическая этика" и т. д. и т. п., для достижения максимального эффекта по снижению влияния экологического кризиса.

инновационный педагогический экологический психология

Таблица 1

Развитие субъективного отношения к природе в онтогенезе (С.Д. Дерябо)

Дошкольный возраст

С.Д. Дерябо рассматривает субъективное отношение к природе в дошкольном и младшем школьном возрасте.

В дошкольном возрасте несформированность познавательной сферы приводит к антропоморфизму в отношении к природе. Дошкольник считает различные природные объекты субъектами, способными думать, чувствовать, он не различает границы между «человеческим» и «не-человеческим», что является прямым следствием эгоцентризма дошкольника.

Следующая характерная черта мышления дошкольника – артификализм – представление о том, что все объекты и явления окружающего мира изготовлены самими людьми для своих собственных целей. Данная особенность приводит к формированию у дошкольников прагматического характера модальности отношения к природе.

Характер взаимодействия дошкольников с природными объектами зависит от уровня развития у них познавательной сферы. Несмотря на то, что у дошкольника преобладает когнитивный компонент отношения к природе, взрослые навязывают своим примером перцептивно-аффективный компонент.

Однако говорить о сформированности перцептивно-аффективного компонент рано, т.к. развитие этого компонента требует определенного уровня сформированности как познавательной, так и эмоциональной сфер личности, который достигается значительно позже.

Практический и поступочный компонент отношения к природе у дошкольников также сформированы достаточно низко.

Младший школьный возраст

В младшем школьном возрасте происходит существенное изменение характера модальности отношения к природе. Преодолевая эгоцентризм в процессе социализации, ребенок уже перестает считать природные объекты субъектами, наделенными собственным внутренним миром, последовательно дифференцирует сферы «человеческого» и «не-человеческого».

В этом возрасте антропоморфизм дошкольников сменяется субъектификацией – переходом к доминированию функционального и установочного аспекта, построенного на оппозиции «равное-неравное».

Также к младшему школьному возрасту полностью разрушается детский артификализм, что кардинально меняет цели и мотивы взаимодействия с природными объектами.

Как и у дошкольников, у школьников отношение к природе проявляется познавательной сфере. Этому способствуют следующие факторы:

значимость в их жизни учебной деятельности;

приобретенное умение читать – возможность самостоятельно получать ответы на свои «почему».

Тем не менее, практический компонент также начинает приобретать все большее значение. Растет и значение поступочного компонента.

Младший и средний подростковый возраст рассматривается автором как один период.

В этот период полностью исчезает антропоморфизм как способ осмысления мира природы.

Продолжает сохранятся непрагматический характер взаимодействия с природными объектами.

Автором было установлено, что именно для этого возраста характерен наименьший уровень выраженности экологических установок прагматического типа (природа – «объект пользы») и склонность к выбору прагматического типа взаимодействия с ней.

Наметившееся еще в младшем школьном возрасте переструктурирование компонентов интенсивности отношения к природе окончательно складывается в младшем и среднем подростковом возрасте. У подростком начинает преобладать поступочный компонент.

В старшем подростковом возрасте происходят кардинальные изменения субъективного отношения к природе.

Начиная со старшего подросткового возраста, разрушается субъектное восприятие природных объектов, и хотя элементы субъектификации на этом этапе еще сохраняются, она перестает являться ведущим фактором, определяющим отношение к природным объектам.

Также для этого периода характерно повышение количества «нигилистов» по сравнению с «фанатами». Хотя именно в старшем подростковом возрасте происходит резкий рост степени выраженности экологических установок прагматического типа.

Прагматизм подростков хорошо реализовывается в их практической сфере. Автор выделяет, что в основе деятельности, связанной с природой, могут лежать:

мотивация получения какого-нибудь «трофея», повышающего статус среди сверстников;

подражание прагматической практической деятельности взрослых;

возможность выхода компенсаторной агрессивности, обусловленной трудностями социализации в этом возрасте.

Однако у достаточно большого числа подростков этого возраста сохраняется непрагматический характер модальности.

В структуре интенсивности непрагматического отношения ведущим становится перцептивно-аффективный компонент. Второй ранг занимает поступочный, роль когнитивного компонента продолжает снижаться.

Юношеский возраст

В юношеском возрасте окончательно закрепляется объектный характер модальности отношения к природе.

В этом возрасте растет доля «фанатов» и падает доля «нигилистов». Одновременно с этим падает степень выраженности экологических установок прагматического типа и склонности выбирать прагматический тип взаимодействия с природой.

Ведущим в структуре интенсивности отношения к природе непрагматической модальности становится перцептивно-аффективный компонент, который значительно превышает все остальные и достигает своего максимального уровня в процессе онтогенеза

Страницы: 1 2 


Статьи по теме:

Научно-педагогическая практика
Цели и задачи практики. Цели практики: получение умений и навыков выполнения работ педагогической направленности, а также оценка готовности выступать в роли преподавателя. Для достижения этих целей решаются следующие задачи: а) проведение учебных занятий по дисциплинам образовательных программ напр ...

Психолого-педагогические условия по воспитанию положительной оценки к окружающему миру у младших школьников
Ценности педагогики не существует в изолированном пространстве. Социально-духовные сферы разных стран влияют друг на друга. Кризис или подъем в одних вызывает соответствующие изменения в других, поскольку все локальные подсистемы культуры (и образование в том числе) составляют открытую и динамическ ...

Теоретическое занятие как прием восприятия текста
Этот вид занятия дает возможность учителю познакомить детей с теми теоретическими понятиями, которые доступны им, являются частью субкультуры детства, способствуют восприятию текста. Это такие понятия, как рифма, сравнение, сопоставление, эпитет, олицетворение, такие жанры, как сказка, стихотворени ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru