Методы, приемы и формы повторения

Страница 5

Второе. Повторение и проверка знаний по пройденному материалу обычно связаны с его активным воспроизведением. Воспроизведение же, является лучшим средством усвоения (запоминания) изучаемого материала. Но для улучшения запоминания, пользуются речевым (словесным) воспроизведением пройденного материала, что, естественно, способствует развитию их речи. Но поскольку речь органически связана понятно, то одновременно с речью развиваются мыслительные способности учащихся.

Значит, те учащиеся, которые на этом этапе урока подвергаются проверке знаний и, таким образом, повторяют пройденный материал, лучше его усваивают.

Все эти положения относятся только к тем учащимся, которые подвергаются проверке знаний и воспроизводят изученный материал. Отсюда следует: в идеале учителю необходимо стремиться к тому, чтобы на каждом уроке проверялись знания всех учащихся класса. Об этом было известно еще в старой школе. А. Анастасиев писал «Во время урока должен быть спрошен, по возможности, каждый ученик или, по крайней мере, каждый привлечен к участию в уроке. Большая ошибка — предложить десяти ученикам по пяти вопросов, а тридцати ни одного. Никогда не обучай и не спрашивай подолгу только одного ученика, оставляя других без дела или не обращая на них внимания». К сожалению, в массовой школьной практике на большинстве уроков проверяются знания 3 - 4 учеников, остальные находятся в бездействии. Все это отрицательно сказывается на их развитии.

Чем же объясняется этот серьезный недостаток? Специальное изучение данного вопроса показывает, что большинство учителей в работе над пройденным материалом применяют главным образом индивидуальный устный опрос и не используют всего разнообразия методов проверки и оценки знаний. Устный опрос как метод проверки и оценки знаний, конечно, хорош: он позволяет выявлять осмысленность и глубину усвоения изучаемого материала, но с его помощью — и это уже отмечалось — на уроке можно проверить качество знаний не более 4 - 5 учащихся. Поэтому передовые учителя, не отказываясь от индивидуального устного опроса, широко применяют фронтальный и уплотненный опрос, а также выставление учащимся так называемого поурочного балла.

Устный опрос можно проводить с использование вопросно-ответной системы. Учащимся предлагается блок вопросов, в которых анализируется истинность высказываний. Исследуется правильность рассуждений относительно основных признаков понятий, связей между ними. Систематизирующий аспект повторения выступает на первый план.

При хорошем понимании и усвоении материала ученики не всегда могут адекватно выразить этот материал языковыми средствами. Находя нужные слова для пояснения своих ответов, учащийся закрепляет в своей памяти внутрипредметные связи, развивает способность обобщать и приучается к логичному изложению. Чтобы знания могли быть использованы, они должны достичь определенного уровня обобщения и систематизации — в этом задача обогащающего повторения.

Ряд вопросов не прямо, а косвенно выявляют уровень понимания связей между понятиями, законами операций. Особенно четко проявляется связь речи с мышлением в тех случаях, когда учащемуся приходится отвечать на вопросы, содержащие логические связки: «Если ., то .», «Для того, чтобы ., необходимо .». Умение логически мыслить, правильно рассуждать, оперируя признаками понятий, законами — это показатель усвоения старого знания и готовности учащегося к усвоению нового. Вопросы могут быть включены в домашние задания, наиболее сложные — обсуждены в классе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Статьи по теме:

Методы основанные на полихудожественном подходе к музыкально-образовательному процессу
Данные методы базируются на интегрированном освоении детьми единого художественного пространства, т.е. в их основе заложен принцип многовариантного взаимодействия различных видов искусства с учетом их доминантности. Полихудожественный подход к музыкальному образованию находит яркое отражение в целя ...

Одаренность - как психологический и педагогический феномен
Понимание термина «одаренный» претерпело значительные изменения на протяжении XX столетия. Сначала это понятие относилось только к взрослым, достижения которых считались выдающимися. Затем его стали применять к детям, имея в виду их интеллектуальное развитие, исключительные успехи в учении. В групп ...

Сущность художественно-эстетического воспитания
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет н ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru