Методика преподавания художественной литературы в начальной школе. Поурочные разработки с использованием различных методов и приемов

Аналитическое образование » Методы и приемы изучения художественного текста на уроках чтения в начальной школе » Методика преподавания художественной литературы в начальной школе. Поурочные разработки с использованием различных методов и приемов

Страница 7

Наша счетная комиссия может объявить первые баллы за инсценировки, а мы продолжаем состязание.

Задание I. Из какого произведения Чуковского взяты эти строки?

1 команда

Звери задрожали, в обморок упали.

Волки от испуга скушали друг друга.

Бедный крокодил жабу проглотил.

А слониха, вся дрожа,

Так и села на ежа.

(«Тараканище»)

Лапти созрели,

Валенки поспели,

Что же вы зеваете,

Их не обрываете?

Рвите их, убогие!

Рвите, босоногие!

(«Чудо-дерево»)

Но папочка и мамочка

Уснули вечерком,

А Танечка и Ванечка –

В Африку бегом!

(«Бармалей»)

2 команда

И они побежали лесочком,

Побежали по пням и кочкам.

(«Федорино горе»)

Ишь, разбойничья порода:

Цапнул солнце с небосвода

И с набитым животом

Завалился под кустом,

Да и хрюкает спросонья,

Словно сытая хавронья!

Пропадает целый свет,

А ему и горя нет!

(«Краденое солнце»)

Милая девочка Лялечка!

С куклой гуляла она

И на Таврической улице

Вдруг увидала Слона.

Боже, какое страшилище!

Ляля бежит и кричит.

Глядь, перед ней из-под мостика

Высунул голову Кит.

(«Крокодил»)

Задание II. Кому принадлежат эти слова? Кто так поступил?

1 команда

Какой герой в какой сказке

произносит такие слова:

а) «О, я буду добрей,

Полюблю я детей!

Не губите меня!

Пощадите меня!

О, я буду, я буду, я буду добрей!»

(В сказке «Бармалей» это говорит Бармалей, находясь в животе у крокодила).

б) «Не желаю я хвостов

От баранов и козлов!

Подавай-ка мне павлиний,

Золотой, зеленый, синий,

Чтоб я по лесу гулял,

Красотою щеголял!»

(Медведь из сказки

«Топтыгин и лиса»)

2. Кто освободил от злодея больных,

перепуганных детей? Почему?

2 команда

Кто, кому, в какой сказке

говорит такие слова:

а) «Глядите! Глядите!

Летит он над елкой

И весело машет своей треуголкой!

– Прощайте! – кричит он. –

В открытом бою

Я злого дракона,

Как муху, убью!»

(Бибигон говорит это Автору и его внучкам Тате и Елене. «Приключения Бибигона»)

б) «Я злодея зарубил.

Я тебя освободил

И теперь, душа-девица,

На тебе хочу жениться».

(Комар говорит это Мухе.

«Муха-Цокотуха»)

Что сделал Вася Васильчиков?

Почему?

Задание III. Вспомните стихи Чуковского, продолжите прочитанные учителем отрывки.

1 команда

И горы встают перед ним на пути,

И он по горам начинает ползти .

2 команда

Но вот перед ними море –

Бушует, шумит на просторе .

– Кто же лучше знает и понимает сказки Чуковского?

Жюри подсчитывает баллы.

Учитель. А теперь подведем итоги литературной игры буриме. Какое из стихотворений вы считаете самым удачным? Легко ли вам было, когда вы придумывали строчки стихотворений?

Самыми удачными жюри признало двустишие и восьмистишие:

Сегодня ты несешь мой ранец,

А завтра пригласишь на танец.

Бегу я быстро в зоосад,

В котором много сторожей.

Конечно, я ужасно рад

Взглянуть на птиц и на зверей.

А звери клетки все грызут

И родичей своих зовут.

Но не придут те никогда

Зверушек повидать сюда.

Послушайте стихи К. Чуковского с этими же рифмами.

О, этот сад, ужасный сад!

Его забыть я был бы рад.

Там под бичами сторожей

Немало мучится зверей,

Они стенают и зовут,

Но им не вырваться сюда

Из тесных клеток никогда.

Вы убедились, что написать хорошее стихотворение, даже четверостишие – такое, чтобы в нем была мысль, настроение, точные, соответствующие им слова, – трудно.

А может, писателю легко даются слова и рифмы? Посмотрим, как работал над словом Корней Иванович Чуковский, какие требования предъявлял к себе и к своим стихам.

Работа ведется с опорой на таблицу «Вам нравятся эти стихи?». Вначале ученики знакомятся с первой колонкой («плохо»), которая пока не озаглавлена.

Нравятся ли вам эти строки:

«плохо»

(черновые варианты)

И пришла к Айболиту коза:

«У меня заболели глаза!»

И пришла к Айболиту лисица:

«Ой, болит у меня поясница!»

Прилетела к нему сова:

«Ой, болит у меня голова!»

И влетела к нему канарейка:

«У меня исцарапана шейка».

И влетела к нему чечетка:

«У меня, говорит, чахотка»

Прилетела к нему куропатка:

«У меня, говорит, лихорадка».

И приплелся к нему утконос:

«У меня, говорит, понос».

«хорошо»

(окончательный вариант)

И пришла к Айболиту лиса:

«Ой, меня укусила оса!»

И пришел к Айболиту барбос:

«Меня курица клюнула в нос»

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Статьи по теме:

Проблема формирования патриотизма и гражданственности в среднем школьном звене
В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения выделены три группы достижений школьников при освоении общеобразовательных программ: личностные (ценностные), надпредметные (компетентностные), предметные. При этом среди личностных достижений выделяются социальные, что еще р ...

Проблема специфики педагогических объектов системного исследования в отечественной педагогике конца 60-х - 80-х годов хх века
Обращение советской педагогики к системному подходу в период его ''триумфального шествия" по всем областям науки, в период становления новой, системной парадигмы научного мышления было естественным и закономерным. Но характер использования и особенности развития системного подхода в педагогиче ...

Аспекты изучения английского языка
Основываясь на данных прагмалингвистики и взяв во внимание изменившийся статус иностранного языка как средства общения и взаимопонимания в мировом сообществе, все психологические особенности обучения иностранному языку старшеклассников группируются вокруг необходимости усиления прагматических аспек ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru