Методы изучения коллективных явлений

Аналитическое образование » Методы исследования в педагогике » Методы изучения коллективных явлений

Процессы воспитания, обучения носят коллективный (групповой) характер. Наиболее часто применяемые методы их изучения – массовые опросы участников данных процессов, проводимые по определенному плану. Эти вопросы могут быть устными (интервью) или письменными (анкетирование). Широко используются также шкалирование и социометрические методики, сравнительные исследования. Поскольку эти методы были заимствованы педагогикой у социологии их часто называют социологическими.

Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы.

Педагогов же анкетирование привлекает возможностью быстрых массовых опросов учеников (учителей, родителей), дешевизной исследования и возможностью автоматизированной обработки полученных данных.

Широко используется в педагогике и метод изучения групповой дифференциации (социометрический метод), позволяющий анализировать внутриколлективные отношения.

В результате применения данной методики появляется возможность объективно судить о месте, роли, статусе, позиции каждого члена коллектива, выявлять внутриколлективные группировки, их лидеров. Одним из преимуществ данного метода является возможность представить полученные данные в наглядной форме с помощью так называемых матриц и социограмм, а также количественная обработка результатов.


Статьи по теме:

Классификация самостоятельных работ, их типы и виды
К классификации по степени самостоятельности относятся типы самостоятельных работ, разработанные П.И. Пидкасистым: 1) воспроизводящие работы по образцу; 2) реконструктивно-вариативные; 3) эвристические; 4) творческие (исследовательские). Познавательная деятельность учащегося при выполнении воспроиз ...

Репродуктивное знание
Этот тип знаний обозначает пассивное, неинтерпретационное восприятие, где отсутствует субъективное и личностное понимание: репродуктивное знание означает “воспроизведение без преобразования”. Репродуктивное знание основывается на запоминании и воспроизведении с минимальными изменениями и интерпрета ...

Виды логических операций
Логика, как самостоятельная наука оформилась в трудах греческого философа Аристотеля (384 - 322 г. до н.э.). Он систематизировал известные до него сведения, и эта система стала впоследствии называться формальной или Аристотелевой логикой. Формальная логика просуществовала без серьезных изменений бо ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru