Методы диагностики развития речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

Аналитическое образование » Развитие связной речи у дошкольника » Методы диагностики развития речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

Страница 1

Цель исследования: исследование понимания инструкции и цели задания; способность устанавливать опосредованные связи и пользоваться ими при воспроизведении; особенности логической памяти. Характер исследования усложняется тем, что ребенку необходимо сделать самостоятельный выбор средств опосредования (найти соответствующую картинку к слову).

Процедура проведения.

Даны шесть слов для запоминания 12 знаковых изображений предметов. Каждый из предметов должен быть вырезан и наклеен на картон до начала исследования.

Перед ребенком кладут 12 карточек (лицевой стороной вверх), затем называют слово и просят отобрать ту карточку, которая больше всего может помочь запомнить и воспроизвести это слово (например, слово «свет» - карточка «лампа», слово «обед» - карточка «хлеб»). При этом ребенка просят сказать, как карточка может помочь вспомнить. Отобранные ребенком карточки предъявляют в конце обследования в произвольном порядке. Ребенок вспоминает слова.

Анализ результатов.

Дети с нормальным умственным развитием с интересом выполняют это задание в 7-8 лет, устанавливая связь с подходящей картинкой и используя ее при припоминании слов.

Дети с задержкой психического развития тоже проявляют интерес, демонстрируя понимание цели задания, но в некоторых случаях им нужна помощь.

Умственно отсталые дети испытывают большие трудности при необходимости устанавливать связи между словом и картинкой. Даже сделав правильный выбор, они затрудняются, объяснить смысловую связь. Картинка не помогает им вспомнить слова. Чаще всего эти дети ограничиваются названием того, что изображено на карточке. Предложенное же для запоминания слово ими не воспроизводится.

Цель исследования: выявить возможности осмысления изображения, оценка уровня сформированности речемыслительной деятельности, особенностей зрительного восприятия.

Процедура проведения: рассмотрев картинку, ребенок должен рассказать, что на ней изображено и что происходит. Задача заключается в выделении существенных деталей картины и определении ее основного содержания.

Анализ результатов: дети с нормальным развитием выделяют основную мысль сюжетной картины (самостоятельное понимание смысла). Оцениваются принятие ребенком помощи (пересказ по наводящим вопросам), особенности регуляции познавательной деятельности, устойчивость внимания.

Анализируемые показатели:

понимание смысла сюжетной картины;

специфика зрительного восприятия (стратегия зрительного восприятия);

понимание инструкции, даваемой ребенку при проведении исследования.

Анализ качества произношения по слитности произношения позволяет нам сделать вывод, что при произнесении речевого материала дети допускают многочисленные ошибки. К ним относятся по слоговое и по звуковое произнесение слов. Всего произношение слов с нарушением слитности составило 65%. Причину такого положения можно увидеть в неразвитости речевого дыхания детей, а также в том, что педагоги чрезмерно увлекаются качеством произношения звуков в словах. Также можно выявить прямую зависимость между остаточным слухом ребенка и возможностями слитного произношения слов. Так, у глухих детей дефекты слитности составили 80%.

Среди глухих были такие дети, которые выполняли задания с такой же успешностью, что и слышащие дети, которые относительно своей группы показывали низкий и средне низкий уровни успешности. Но среди глухих совсем не было детей, показавших средневысокий и высокий уровни успешности, как многие слышащие.

Нарушение звукопроизношения сочетается с нарушениями просодической стороны речи. Полиморфные нарушения звукопроизношения оказывают отрицательное влияние на процесс формирования слуховой дифференциации звуков речи. Исследование показало, что у детей имеется недоразвитие как фонетического, так и фонематического восприятия. У данной категории детей существование нечетких артикуляторных образов приводит к стиранию граней между акустическими дифференциальными признаками звуков и, таким образом, создается помеха для их различия. Речедвигательный аппарат играет тормозящую роль в процессе восприятия устной речи, создавая вторичные осложнения в слуховой дифференциации звуков. В свою очередь, отсутствие четкого восприятия и слухового контроля способствует стойкому сохранению звукопроизносительных дефектов речи.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Особенности урока иностранного языка
У урока иностранного языка своя специфика, которую учитель иностранного языка не может не учитывать. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной ...

Дидактические игры для сенсорного развития детей 2-3 лет
Игра «Овощной магазин». Дидактическая задача. Расширять представления о форме, величине, цвете; развивать навыки сравнения предметов. Игровая задача. Быть хорошими продавцами, правильно отобрать овощи для покупателей. Игровое правило. Не ошибаться при сортировке товара, не сердить директора ежика. ...

Коммуникативно-ориентированный подход в обучении грамматики
В соответствии с главной целью обучения иностранным языкам, когда в качестве конечного результата рассматривается рабочее владение языком, умение использовать его в реальных ситуациях общения для достижения взаимопонимания собеседников, разрабатываются и новые направления в преподавании грамматики, ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru