Типология учебных фильмов

Поскольку по дидактическим целям и возможностям эти аудиовизуальные средства обучения практически одинаковы, а различаются они лишь по техническим носителям, то целесообразно их рассматривать как единое понятие - учебные кино- и видеофильмы.

К тому же учебное кино за последние годы почти полностью вытеснено учебным телевидением. Учебные кино- и видеофильмы принято делить на следующие типы: киновидеокурсы - цикл фильмов, связанных единой тематикой и методикой построения учебного материала и раскрывающих основной материал по какому-либо предмету (например, «Технология материалов», «Автомобиль» и т.п.); короткометражные фильмы (10 до 50) - учебные фильмы, раскрывающие материал отдельных тем учебной программы. Такие фильмы используют по частям или отдельными фрагментами при прохождении нового материала или полностью на вводных занятиях, а также при повторении пройденного; фильмы-фрагменты - это короткие, не более чем на 4 - 5 мин учебные фильмы, посвященные одному какому-либо вопросу, например раскрытию процесса выполнения одной трудовой операции.

Они используются, как правило, в качестве иллюстрации к объяснению; фильмы-кольцовки - разновидность фильмов-фрагментов, представляют собой короткую ленту, склеенную в кольцо.

С помощью кольцовки показывается какой-либо циклический процесс, например движения рук слесаря при опиливании. Пленка склеена таким образом, что конец цикла (периода) движения совпадает с его началом и поэтому при демонстрации создается впечатление непрерывности движения. В практике применения фильмов в учебном процессе имеют место два основных метода: познавательный и иллюстративно-наглядный.В первом случае фильм выступает в качестве первоисточника знаний учащихся, студентов, в роли основного источника учебной информации. Во втором случае основная роль при изучении материала отводится объяснению, инструктажу, беседе с обучаемыми.

Фильм здесь выступает в роли наглядной иллюстрации к содержанию учебной информации, раскрываемой посредством словесных методов. Выбор познавательного или иллюстративно-наглядного метода зависит от того, для каких целей демонстрируется фильм, каково его место в учебном процессе. На вводных занятиях фильм может ознакомить обучаемых с изучаемыми объектами и процессами, вызвать интерес, сформировать определенные установки, настрой на работу.


Статьи по теме:

Методики диагностики субъективного отношения к природе
Опросник «Натурафил» /авторы В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо, 1989 г./ Методика направлена на диагностику интенсивности субъективного отношения к природе непрагматической модальности и его структуры. И может использоваться с испытуемыми в возрасте, начиная с 10-11 лет. Опросник включает 4 основные шкалы, с ...

Критериальные основы оценки качества образования
В литературе о качестве образования и мониторинге образования приводится значительное число отдельных критериев, критериально-оценочных комплексов и моделей (систем) мониторинга, построенных по различным основаниям. Ряд из них составлен только из показателей результатов. Так, разработчики Концепции ...

Методы основанные на полихудожественном подходе к музыкально-образовательному процессу
Данные методы базируются на интегрированном освоении детьми единого художественного пространства, т.е. в их основе заложен принцип многовариантного взаимодействия различных видов искусства с учетом их доминантности. Полихудожественный подход к музыкальному образованию находит яркое отражение в целя ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru