Общая характеристика учебной и игровой деятельности младшего школьника

Страница 2

Умелое введение игровых элементов в распорядок дня снимает напряжение детей и создает предпосылки их нравственного восприятия и творческого развития через активизацию навыков самоорганизации в различных видах деятельности: учении, самообслуживании, труде, свободной игре, художественном творчестве.

Введение игровых элементов в любой вид деятельности предполагает наличие определенных условий, помогающих самоорганизации детей, и прежде всего необходимы благоприятные отношения, душевный комфорт, при котором дети перестают стесняться и свободно выражают свои мысли, чувства в отношении друг с другом, стремятся через ролевые перевоплощения овладеть новыми умениями и навыками и свободно проявляют индивидуальные черты.

Чтобы увлечь детей, приохотить к сложной интеллектуальной деятельности, необходимо начинать с игровых, занимательных форм, чтобы потом, когда интерес будет сформирован и удовольствие будет доставлять сам процесс познания, можно переходить к более серьезным формам. Использование занимательных форм создает радостный психологический настрой, способствующий появлению желания заниматься свободной познавательной деятельностью за пределами класса, школы.

«Ленивого она [игра] может сделать трудолюбивым, незнайку — знающим, неумелого — умельцем, - отмечал Е.М. Минскин, известный специалист по детской игре, хранивший и приумножавший в течении многих десятилетий XX века ее арсенал, - словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим».

Благодаря высокой восприимчивости, отзывчивости и доверчивости младших школьников их легко вовлечь в любую деятельность, а в игровую особенно. Для большинства младших школьников особенно интересным становится проигрывание процесса учения как серьезной содержательной деятельности, приводящей к определенному результату.

Л. Френк предположил, что игра для детей — это способ научится тому, чему их никто не может научить, способ ориентации в реальном мире, пространстве и времени, способ исследования предметов и людей. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в современном мире. Игра помогает ребенку раскрепостить свое воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки. «Когда дети играют, они выражают собственную индивидуальность и ближе подходят к внутренним ресурсам, которые могут стать частью их личности.

С.Л. Рубенштейн в своей книге «Основы общей психологии» рассматривает проблемы психологии игры в главе, посвященной анализу деятельности. «Прежде всего игра — это осмысленная деятельность, то есть совокупность осмысленных действий, объединенных единственным мотивом». «Игра — это деятельность; это значит, что игра является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности». Предметом деятельности ребенка в игре является взрослый человек — то, что он делает; то, ради чего он это делает; то, в какие отношения он вступает при этом с другими людьми. Отсюда можно гипотетически определить и основные мотивы игры: действовать как взрослый. Игра — это особый тип деятельности ребенка, воплощающий в себе его отношение к окружающей, прежде всего социальной действительности и имеющий свое специфическое содержание и строение — особый предмет и мотивы деятельности и особую систему действий.

Детская игра — исторически возникший вид деятельности, служащий одним из важнейших средств физического, умственного и нравственного воспитания и самовоспитания детей. Человек играет в любом возрасте, однако делает он это по-разному и играет в разные игры.

Возникая на границе раннего детства и дошкольного возраста, игра интенсивно развивается и достигает во второй половине дошкольного возраста своего высшего уровня. Игра — новообразование и ведущая деятельность дошкольного возраста. Именно в игре происходит существенная перестройка всех познавательных процессов ребенка, включая его поведение.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Промежуточные итоги реализации приоритетного национального проекта "Образование" в Тверской области
Ход реализации нацпроекта "Образование" в 2007 году можно определить как вполне успешный. В рамках нацпроекта в Тверской области за последние два года была создана сеть базовых образовательных учреждений (всего 167). Объем средств, направленных на совершенствование материально-техническог ...

Классификация игр и характеристика основных видов
Многие авторы, анализирующие игры, делали попытки их классифицировать. Обычно основанием классификации являются целевое предназначение игры, физические или духовные структуры, в ней задействованные. Исходя из этого различают игры спортивные (физические, например «Салки», «Городки», и интеллектуальн ...

Характеристика применяемых психодиагностических методик
1. «Методика самооценки личности» С. А. Будасси. Методика С.А. Будасси позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, т.е. ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования. Назначение методики: выявить количественное выражение уровня самооценки. Оборудование: с ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru