Формирование общенаучного системного подхода в отечественной философии 50-е - начало 80-х гг. ХХ века

Аналитическое образование » Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике » Формирование общенаучного системного подхода в отечественной философии 50-е - начало 80-х гг. ХХ века

Страница 3

Таким образом, в 60-е годы в Советском Союзе существовало несколько научных сообществ, так или иначе разрабатывавших проблему системности и осваивавших системный подход. Одним из главных вопросов, решение которого могло определить дальнейшую судьбу системного подхода в советской философии и науке, для этих групп был вопрос о соотношении системного подхода и марксизма.

Именно этот вопрос пришлось прежде всего решать уже после институализации системного движения в организованном в конце 60-х в Институте истории естествознания и техники АН СССР секторе системного исследования науки. Вопрос этот был не столько научного, сколько политического характера, но в политизированном советском обществе от его решения зависела легитимизация системного подхода.

В одной из первых публикаций по системной проблематике сектора системного исследования науки И.В.Блаубергом, В.Н.Садовским и Э.Г.Юдиным для определения научного статуса системного подхода была предпринята попытка разделить всю сферу системных исследований на ряд областей со специфическими задачами:

формирование специфической системной картины мира и общей системной теории - область на стыке общенаучных и философских разработок;

разработка логики и методологии системного исследования - область метанаучной дисциплины;

осуществление специально-научных системных разработок - область конкретных наук;

построение общей теории систем, смысл которой не в универсальности, а в том, что она является «метатеорией» - некоторой обобщенной концепцией теории систем применительно к определенным классам задач (абстрактно-математических, биологических, технических, социальных).

Слова «метанаучная», «метатеория», «специфическая системная картина мира» послужили основанием для резкой критики системного подхода и обвинения его «носителей» в противопоставлении системного подхода методологии диалектического материализма, в подмене диалектики системным методом, в отходе от диалектически-материалистических методов исследования в уходе от идеологической борьбы против буржуазной идеологии и ревизионизма, ошибочной оценке немарксистских авторов прошлого и настоящего, в пересказе теорий Берталанфи и Богданова вместо научного поиска. Эти и другие подобные обвинения содержались в «Справке о ежегоднике «Системные исследования», которая была составлена для обсуждения в секторе философии ЦК КПСС летом 1975 года.

Это были более чем серьезные обвинения, и для ученых, занимающихся системным подходом, все могло закончиться печально, если бы не «политическая смерть» главной «идеологической дубинки» середины 70-х годов - секретаря Московского горкома партии по идеологии В.Н.Ягодкина, инициатора разбирательства с авторами ежегодника на уровне ЦК партии, и его «референта» Л.Н.Суворова. Обсуждение ежегодника в ЦК партии все же состоялось и имело дальнейший резонанс, но частичное снятие политической подоплеки позволило перевести проблему в плоскость дискуссии, которая развернулась и в печати, и в научных сообществах.

Как отмечали позже сами участники истории борьбы идеолого-партийного аппарата против развития методологической проблематики системных исследований, хотя эта борьба диктовалась не чисто научными интересами, но она заставила «сформулировать основные принципы советской концепции системных исследований, уровни методологического анализа, отношения системного подхода и диалектики, понимания общей теории систем как метатеории».

В то же время, по мнению Б.Г.Юдина, различение философского и общенаучного (к которому и относился системный подход) уровней методологического анализа играло защитную роль - «методологи, провозглашавшие, что они занимаются не философией, а общенаучной методологией, обретали тем самым какое-то укрытие от философско-идеологического надзора».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Статьи по теме:

Роль методов визуализации учебной информации в обучении
В последние десятилетия в области передачи визуальной информации произошли почти революционные изменения: колоссально возросли объем и количество передаваемой информации; сложились новые виды визуальной информации и способы ее передачи. Технический прогресс и формирование новой визуальной культуры ...

Пути формирования элементов воображения у умственно отсталых младших школьников на уроках изобразительной деятельности
Для того, чтобы изобразить предмет, ребенку необходимо знать его основные признаки: форму, цвет, размер и пространственное расположение, а также владеть приемами построения формы и умениями отображать ее в рисунке. Школьники специальных (коррекционных) школ без предварительного обучения оказываются ...

Анализ различных подходов к исследованию самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения
Проблема самостоятельной деятельности учащихся и средств ее организации в структуре урока имеет свою богатую историю и свои традиции в теоретическом освещении и реализации ее основных положений в практике работы школы. Первое направление начинается с глубокой древности. Его представителями можно сч ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru