Проблема специфики педагогических объектов системного исследования в отечественной педагогике конца 60-х - 80-х годов хх века

Аналитическое образование » Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике » Проблема специфики педагогических объектов системного исследования в отечественной педагогике конца 60-х - 80-х годов хх века

Страница 15

Если же сфера формализации и моделирования будет достаточно широкой, то разброс входных параметров окажется настолько безбрежным, что само теоретическое конструирование объекта станет неосуществимым. Исследователю придется в таком случае ограничить набор параметров, учесть лишь часть связей и отношений, в которых развивается педагогическая система, следствием чего будет "такая степень огрубления и схематизации, при которой в значительной мере выхолащивается существо предмета, и полученная абстракция окажется малопродуктивной".

Признавая лишь частичную формализуемость педагогической теории, И.М.Кантор считал, что если формализация не сулит важных результатов при разработке основных понятий и решении коренных педагогических задач, то оно приобретает существенное значение в школоведении, планировании и организации народного образования, в ряде частных вопросов теории обучения, а также в таких важных вопросах, как подготовка и распределение педагогических кадров, стандартизация школьного оборудования.

В.И.Загвязинский, И.М.Кантор и ряд других исследователей, отмечая в качестве особенности природы педагогической системы ее слабую формализуемость, указывали, что область применения системного подхода, в особенности тех его процедур, которые связаны с формализацией и применением кибернетических, математических и статистических методов, должна быть ограничена объектами, в исследовании которых более важной оказывается, внешняя, формальная их сторона, нюансы внутренних связей которых могут быть проигнорированы без ущерба для целей исследования, проектирования и совершенствования этих систем.

Если В.И.Загвязинский из факта малой изученности педагогических явлений делал вывод о необходимости ограничения области приложения системного подхода, то В.П.Беспалько, напротив, считал, что системный подход необходимо применять достаточно широко, осознавая временность предлагаемых моделей.

Дело в том, что системообразующим элементом проектируемой педагогической системы В.П.Беспалько считал элемент цели. Причем роль системообразующего элемента цель может выполнять только при условии ее диагностичной формулировки, то есть такой, "которая допускала бы их однозначную диагностику и вполне определенные возможности для принятия оптимальных решений". А диагностичное задание цели возможно, если исходные понятия точно определены; явления, обозначаемые понятиями, поддаются прямому или косвенному измерению; результаты измерения поддаются соотнесению со шкалой и т.д.

Казалось бы, поскольку в педагогике на тот момент почти не существовало понятий, удовлетворявших этим требованиям (да и на сегодняшний день их немногим больше, именно в силу гуманитарной специфики педагогических систем), то и диагностичная постановка цели невозможна. Однако В.П.Беспалько, отмечая, что главной трудностью построения модели выпускника как диагностично сформулированной цели является ограниченность знания о личности, указывает, что на данной стадии развития науки не обязательно выдвигать окончательные стандарты, достаточно предложить какие-либо стандарты, приводя достаточно упрощенно толкующую человека "логическую структуру личности".

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16


Статьи по теме:

Диагностика уровня восприятия музыки как художественного явления
Методика "Диалог с миром". В ходе этой методики определялась способность школьников к осуществлению вневременного диалога с композиторами и музыкальными исполнителями разных эпох и времен. Как уже было указано выше в тексте, поле человеческой культуры насквозь диалогично. Диалог - это: 1) ...

Динамика уровня развития пунктуационного навыка у младших школьников на контрольном этапе
Цель контрольного этапа: Определить результат сформированности пунктуационного навыка в экспериментальном и контрольном классах. В самом конце практики был проведён контрольный эксперимент, чтобы сделать вывод об успешности или без результативности сформированности пунктуационного навыка. Для этого ...

Структура педагогики и система педагогических дисциплин
В рамках педагогики существует ряд относительно самостоятельных разделов, связанных с исследованием отдельных сторон учебно-воспитательного процесса. Разработкой целей, задач, содержания, принципов, методов и организации образования и обучения занимается дидактика (теория образования и обучения); в ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru