Педагоги и психологи о детском изобразительном творчестве

Страница 2

Исследователи отмечают, что ставшее традиционным разделение способностей на общие и специальные является достаточно условным, ведет к метафизическому разрыву между данными понятиями.

Рассмотрение положения теории способностей составляет научную основу нашего исследования, и позволяет обратиться к изучению более узких вопросов, касающихся непосредственно творческих способностей.

Определение творческих способностей и их составляющих мы находим в трудах Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, Г.Н. Лабунской, А.А. Мелик-Пашаева, З.Н. Новлянской, Н.П. Сакулиной, Б.М. Теплова и др. Творческие способности рассматриваются в качестве наиболее общих компонентов специальных способностей, обусловливающих успешность освоения индивидом различных видов творческой деятельности.

В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историкокультурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные творческие способности, сложившиеся в процессе человеческой истории: 1) реализм воображения; 2) умение видеть целое раньше частей; 3) надситуативно-преобразовательный характер творческих решений.

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности - это индивидуальные качества личности, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

В нашем исследовании речь идет о художественно-творческих способностях. Художественную окраску способностям, проявляющимся в творческой деятельности придает ее художественный характер. Художественность ‑ одно из важнейших понятий в эстетике искусствознании, отражающее специфическую особенность искусства как формы отражения и познания действительности. К художественным видам деятельности принято относить изобразительную деятельность со всем многообразием ее видов (непосредственно изобразительную (рисование), декоративную (украшательскую - декорирование и дизайн) и конструкторскую (конструирование из различных материалов - природного, бросового, бумажного т.д.) . В детском саду дошкольники осваивают практически все виды изобразительной деятельности (рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т.д.).

Итак, обобщая результаты анализа психолого-педагогической литературы, можно констатировать, что проблема художественно-творческих способностей является достаточно сложной и дискуссионной. Особые разногласия вызывает вопрос о структуре художественно-творческих способностей и ее компонентов. Вместе с тем, в результате изучения литературы была выявлена общая тенденция к включению в состав творческих способностей тех свойств, которые в той или иной степени определяют содержание художественного образа в различных видах искусства. В качестве главных художественно-творческих способностей, исследователи, чаще всего, называют эмоциональную отзывчивость, эстетическое восприятие, творческое мышление и творческое воображение.

Страницы: 1 2 


Статьи по теме:

Воспитательная работа в школе
В настоящее время класс состоит из 29 человек, из них 21- девочки, а 8 человек – мальчики. Все дети разные. К каждому необходим индивидуальный подход. В классе к 9 классу сложился коллектив, но существуют группы детей по интересам и складу характера. Успеваемость класса средняя (% качества знаний – ...

Анализ и сущность понятий «здоровье», «образ жизни», «здоровый образ жизни»
В развитии понятия здоровья в литературе наметилось три основных направления. Первое из них можно охарактеризовать как вербальное, с накоплением вербальных признаков здоровья, второе - условно можно назвать «относительным», т.к. здоровье определяется относительно т.н. «нормы», и третье, менее разви ...

Основные показатели продуктивного мышления
Решение задачи исследования творческого мышления предполагает выделение совокупности индивидуальных особенностей мышления, формирующихся качеств ума от которых зависит легкость овладения новыми знаниями, широта переноса, применения этих знаний на практике. Для их обоснованного выделения следует пре ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru