Педагоги и психологи о детском изобразительном творчестве

Страница 2

Исследователи отмечают, что ставшее традиционным разделение способностей на общие и специальные является достаточно условным, ведет к метафизическому разрыву между данными понятиями.

Рассмотрение положения теории способностей составляет научную основу нашего исследования, и позволяет обратиться к изучению более узких вопросов, касающихся непосредственно творческих способностей.

Определение творческих способностей и их составляющих мы находим в трудах Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, Г.Н. Лабунской, А.А. Мелик-Пашаева, З.Н. Новлянской, Н.П. Сакулиной, Б.М. Теплова и др. Творческие способности рассматриваются в качестве наиболее общих компонентов специальных способностей, обусловливающих успешность освоения индивидом различных видов творческой деятельности.

В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историкокультурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные творческие способности, сложившиеся в процессе человеческой истории: 1) реализм воображения; 2) умение видеть целое раньше частей; 3) надситуативно-преобразовательный характер творческих решений.

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности - это индивидуальные качества личности, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

В нашем исследовании речь идет о художественно-творческих способностях. Художественную окраску способностям, проявляющимся в творческой деятельности придает ее художественный характер. Художественность ‑ одно из важнейших понятий в эстетике искусствознании, отражающее специфическую особенность искусства как формы отражения и познания действительности. К художественным видам деятельности принято относить изобразительную деятельность со всем многообразием ее видов (непосредственно изобразительную (рисование), декоративную (украшательскую - декорирование и дизайн) и конструкторскую (конструирование из различных материалов - природного, бросового, бумажного т.д.) . В детском саду дошкольники осваивают практически все виды изобразительной деятельности (рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т.д.).

Итак, обобщая результаты анализа психолого-педагогической литературы, можно констатировать, что проблема художественно-творческих способностей является достаточно сложной и дискуссионной. Особые разногласия вызывает вопрос о структуре художественно-творческих способностей и ее компонентов. Вместе с тем, в результате изучения литературы была выявлена общая тенденция к включению в состав творческих способностей тех свойств, которые в той или иной степени определяют содержание художественного образа в различных видах искусства. В качестве главных художественно-творческих способностей, исследователи, чаще всего, называют эмоциональную отзывчивость, эстетическое восприятие, творческое мышление и творческое воображение.

Страницы: 1 2 


Статьи по теме:

Анализ различных подходов к исследованию самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения
Проблема самостоятельной деятельности учащихся и средств ее организации в структуре урока имеет свою богатую историю и свои традиции в теоретическом освещении и реализации ее основных положений в практике работы школы. Первое направление начинается с глубокой древности. Его представителями можно сч ...

Программа О.С. Ушаковой по развитию речи дошкольников как предлагаемая парциальная программа, повышающая уровень образования дошкольников
С целью повышения уровня обучения в плане развития речи детей детского сада № 165 предлагается внедрение программы О.С. Ушаковой в качестве парциальной программы, реализация которой должна повысить уровень обучения дошкольников в аспекте развития речи. Программа является результатом многолетних нау ...

Использования средств изобразительного искусства для развития воображения
Основной мотив творческой деятельности в начальной стадии ее формирования заключается для ребенка в самом процессе выражения чувств. Несколько позже ему свойственны сознательные поиски средств выражения, но у многих детей возникает разочарование в изобразительной деятельности, поскольку уровень их ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru