Прием – сообщение учащимся биографии автора

Страница 2

Не следует говорить детям о том, когда и какие книги автора были выпущены, какова очередность их выхода: это та информация, которая не будет воспринята учащимися в силу особенностей возраста.

Надо ли сообщать школьникам о проблемных сведениях в биографии автора? Например, о том, что мать Аленушки умерла при родах и Д.Н. Мамину-Сибиряку пришлось стать для девочки и отцом, и матерью; или о том, что родители А. Гайдара разошлись, когда мальчику было чуть больше десяти лет, и т.д.? Скорее нет.

Рассказ о зарубежном авторе следует предварить сообщением о его стране.

Полезно познакомить детей с портретом писателя. Рассматривая портрет или фотографии автора в разные моменты его жизни, можно обратить внимание детей на то, похож ли автор на своих героев. Можно поразмышлять с детьми о чертах характера человека, пишущего для них свои произведения, об отношении его к чему-либо (фото М. Пришвина с ружьем и его восприятие природы). Пусть эти рассуждения будут далеки от идеала, пусть у детей не хватит слов для определения чего-либо, не важно. Важно создать прецедент: в лицо творца надо вглядеться, чтобы лучше понять и его самого, и то, что создано им. «Это . расширяет непосредственно-личностное ощущение художественного материала, приближает нас к его создателям и, значит, парадоксальным образом что-то важное объясняет нам в самих книжках, создававшихся вот такими (а не неизвестно какими) людьми».

В школе можно собрать видео- и фонотеку, записав голоса писателей, читающих свои произведения, выступающих перед детьми, ведущих детские передачи по радио и телевидению. Это оживит биографический рассказ, сделает его более выразительным.

Рассказывая об авторе, можно использовать автобиографические произведения («Детство» Л.Толстого, «Детство» М. Горького и др.) или воспоминания тех, кто его хорошо знал (воспоминания К. Чуковского о Б. Житкове, воспоминания дочери К. Чуковского Лидии Корнеевны об отце), что обязательно приблизит слушающих к писателю, сделает тон рассказа мягким, лиричным, проникновенным. Но во всем этом, как всегда, надо знать меру: не утомлять детей, не переигрывать в сообщении, не допускать излишнего драматизма или слащавости.

Если в населенном пункте есть мемориальный музей писателя (не обязательно детского), можно повести туда учащихся 1-4 классов, заранее договорившись об экскурсии и о том, чтобы ее содержание соответствовало возрасту экскурсантов.

Рассказывая о писателе, надо рисовать его словесный портрет (как выглядел, во что любил одеваться, какая обстановка окружала его), говорить о его пристрастиях, любимых занятиях, окружении. Вчитайтесь в словесный портрет Д. Хармса, данный его современниками, и вы увидите, что тот игровой мир, который существует в его стихах, тот парадокс, который является формой вымысла его поэзии, был свойственен Д. Хармсу в жизни. Даниил Иванович Ювачев (1905-1941) менял псевдонимы, играя звуками (Хармс, Чармс, Шардам, Карл Иванович Шустерлинг, Иван Топорышкин), менял таблички с фамилиями на дверях своей квартиры и создавал иллюзию ежедневной смены жильцов. А затем все это становилось конкретным миром его стихов:

Иван Топорышкин пошел на охоту,

С ним пудель пошел, перепрыгнув забор .

Оригинальными были его выступления перед детьми: « .шкаф выдвигался на сцену; на нем стоял Хармс в золотистой шапочке с кисточками .». «Зычный, отрывистый голос Хармса, читавшего свои "заумные" или детские стихи с мрачным, сосредоточенно-серьезным выражением лица, всей тяжестью обрушивался на взрослых слушателей, а детскую аудиторию . доводил до безграничного восторга».

Сообщать об авторе все сразу нецелесообразно. Последующее обращение к биографии нужно начинать с воспоминаний о том, что уже известно детям. Учитель сам напоминают то, о чем говорилось ранее, или задает краткие точные вопросы детям, чтобы в их памяти восстановить известные им эпизоды биографии автора.

Эпизоды биография писателя способствуют развитию интереса к литературе, помогает понять произведение, готовит учащихся к восприятию своеобразия творческой личности, творческого почерка писателя.

Страницы: 1 2 


Статьи по теме:

Педагогический контроль: сущность, характеристика, виды
Представление о проверке знаний школьников как об отдельной составляющей образовательного процесса имеет принципиальное значение. Контроль эффективности усвоения материала является обязательным компонентом, востребованным на всех стадиях обучения. Особенно важно осуществлять его после прохождения к ...

Cущность личностно-ориентированного обучения на уровне теории и практики обучения в отечественной и зарубежной науке
В терминологическом плане корректнее было бы говорить о личностно-ориентированном образовании. Однако это вызвало бы значительную терминологическую путаницу и необходимость при каждом использовании термина "личностно-ориентированное образование" оговаривать контекст его использования, смы ...

Методические рекомендации для коррекционно – педагогической работы по формированию сенсорных эталонов
сенсорный эталон дошкольник интеллектуальный В методике сенсорного воспитания дошкольников можно выделить несколько этапов. Целью первого этапа является привлечение внимания детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен. Для этого воспитатель предлагает детям что-нибудь нарисовать, с ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru