Не следует говорить детям о том, когда и какие книги автора были выпущены, какова очередность их выхода: это та информация, которая не будет воспринята учащимися в силу особенностей возраста.
Надо ли сообщать школьникам о проблемных сведениях в биографии автора? Например, о том, что мать Аленушки умерла при родах и Д.Н. Мамину-Сибиряку пришлось стать для девочки и отцом, и матерью; или о том, что родители А. Гайдара разошлись, когда мальчику было чуть больше десяти лет, и т.д.? Скорее нет.
Рассказ о зарубежном авторе следует предварить сообщением о его стране.
Полезно познакомить детей с портретом писателя. Рассматривая портрет или фотографии автора в разные моменты его жизни, можно обратить внимание детей на то, похож ли автор на своих героев. Можно поразмышлять с детьми о чертах характера человека, пишущего для них свои произведения, об отношении его к чему-либо (фото М. Пришвина с ружьем и его восприятие природы). Пусть эти рассуждения будут далеки от идеала, пусть у детей не хватит слов для определения чего-либо, не важно. Важно создать прецедент: в лицо творца надо вглядеться, чтобы лучше понять и его самого, и то, что создано им. «Это . расширяет непосредственно-личностное ощущение художественного материала, приближает нас к его создателям и, значит, парадоксальным образом что-то важное объясняет нам в самих книжках, создававшихся вот такими (а не неизвестно какими) людьми».
В школе можно собрать видео- и фонотеку, записав голоса писателей, читающих свои произведения, выступающих перед детьми, ведущих детские передачи по радио и телевидению. Это оживит биографический рассказ, сделает его более выразительным.
Рассказывая об авторе, можно использовать автобиографические произведения («Детство» Л.Толстого, «Детство» М. Горького и др.) или воспоминания тех, кто его хорошо знал (воспоминания К. Чуковского о Б. Житкове, воспоминания дочери К. Чуковского Лидии Корнеевны об отце), что обязательно приблизит слушающих к писателю, сделает тон рассказа мягким, лиричным, проникновенным. Но во всем этом, как всегда, надо знать меру: не утомлять детей, не переигрывать в сообщении, не допускать излишнего драматизма или слащавости.
Если в населенном пункте есть мемориальный музей писателя (не обязательно детского), можно повести туда учащихся 1-4 классов, заранее договорившись об экскурсии и о том, чтобы ее содержание соответствовало возрасту экскурсантов.
Рассказывая о писателе, надо рисовать его словесный портрет (как выглядел, во что любил одеваться, какая обстановка окружала его), говорить о его пристрастиях, любимых занятиях, окружении. Вчитайтесь в словесный портрет Д. Хармса, данный его современниками, и вы увидите, что тот игровой мир, который существует в его стихах, тот парадокс, который является формой вымысла его поэзии, был свойственен Д. Хармсу в жизни. Даниил Иванович Ювачев (1905-1941) менял псевдонимы, играя звуками (Хармс, Чармс, Шардам, Карл Иванович Шустерлинг, Иван Топорышкин), менял таблички с фамилиями на дверях своей квартиры и создавал иллюзию ежедневной смены жильцов. А затем все это становилось конкретным миром его стихов:
Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель пошел, перепрыгнув забор .
Оригинальными были его выступления перед детьми: « .шкаф выдвигался на сцену; на нем стоял Хармс в золотистой шапочке с кисточками .». «Зычный, отрывистый голос Хармса, читавшего свои "заумные" или детские стихи с мрачным, сосредоточенно-серьезным выражением лица, всей тяжестью обрушивался на взрослых слушателей, а детскую аудиторию . доводил до безграничного восторга».
Сообщать об авторе все сразу нецелесообразно. Последующее обращение к биографии нужно начинать с воспоминаний о том, что уже известно детям. Учитель сам напоминают то, о чем говорилось ранее, или задает краткие точные вопросы детям, чтобы в их памяти восстановить известные им эпизоды биографии автора.
Эпизоды биография писателя способствуют развитию интереса к литературе, помогает понять произведение, готовит учащихся к восприятию своеобразия творческой личности, творческого почерка писателя.
Статьи по теме:
Психолого-педагогическое обследование
Правильная и возможно более ранняя диагностика, своевременное отграничение сенсорных дефектов от интеллектуальных – необходимые условия для надлежащего комплектования специальных дошкольных учреждений и организации ранней коррекционной работы. Исходя из потребностей практики, мы излагаем критерии и ...
Дидактическая организация содержания художественно-эстетического воспитания
В настоящее время общество отчетливо осознает необходимость перехода всей системы образования на гуманистическую парадигму. Гуманизация образования в нашу эпоху перемен предполагает признание человека как личности, признание его права на развитие и проявление его способностей. Гуманистическая конце ...
Понятие «ценности» и «ценностных ориентаций» педагога
Формирование ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таки ...