Анализ художественного текста – самый сложный метод работы в начальной школе

Аналитическое образование » Методы и приемы изучения художественного текста на уроках чтения в начальной школе » Анализ художественного текста – самый сложный метод работы в начальной школе

Страница 2

Проводя анализ произведения, учитель должен научиться превращать его из обязательного учебного упражнения в серьезный, интересный и полезный для детей разговор о литературе, ее особенностях как вида искусства, ее воздействии на человека, разговор, который никогда не надоест, так как с его помощью решаются жизненно важные, существенные для ребенка вопросы: станет ли тайное явным (В. Драгунский «Тайное становится явным»); можно ли победить смерть и сделать жизнь вечной (С. Козлов «Правда, мы будем всегда?»); можно ли вернуть молодость и нужно ли это делать (А. Гайдар «Горячий камень»); что такое природа и каково место человека в ней (природоведческая литература, особенно литература второй половины XX в.) и т.д. – от самых простых до глубоких, философских. Анализ произведения помогает удерживать в детях интерес к миру, любопытство, пытливость, учит думать, сопоставлять. И в этом его непреходящая ценность. Остановка за малым – мастерством учителя в этом виде работы.

Нельзя переводить анализ в плоскость бытовых разговоров, когда художественное произведение является не материалом для наслаждения и обдумывания, а иллюстрацией или импульсом к обсуждению проблем ребенка или группы детей. Например, обсуждая поведенческие проблемы ребенка, взрослые назойливо советуют воспринимать литературного героя как образец для малыша. Надо мыть руки, потому что так делает книжный герой; надо любить мать, бабушку и т.д., потому что их любят герои прочитанного рассказа. Воспитательная функция произведений, самодостаточная в детской литературе, подчеркивается взрослыми до такой степени, что ребенок начинает воспринимать книгу как свод правил поведения и ненавидеть ее или противостоять тому, о чем говорят взрослые.

Запомните: одна из основных задач при анализе произведения – не лишать литературу ее права быть прежде всего искусством в восприятии человека.

Задумайтесь: «Некоторые молодые преподаватели, увлекаясь сократическим способом преподавания, вдаются в большую крайность, придумывая вопросы к разбираемому произведению, они забывают границы, которых должно держаться при классном разборе – рассматривать только то, что заключается в произведении; они же будут рады каждому подсунувшемуся вопросу, который только можно как-нибудь привязать к главным вопросам. Отсюда у них даже при каждом небольшом стихотворении является множество делений, подразделений с сотнями вопросов, которые заслоняют и подавляют собою содержание произведения, следовательно, не достигают цели разъяснения и изучения. Они скорее доведут учеников до убийственной скуки, чем до понимания прекрасного и до пробуждения эстетического чувства».

Анализ художественного текста – важный вид работы с литературным произведением. Его цель – более глубокое постижение смысла читаемого, художественных особенностей текста, творческой индивидуальности автора.

Приучить ученика начальной школы анализировать прочитанное – значит воспитать в нем талантливого читателя, ценителя литературы, интересного человека, восприимчивого к искусству. В процессе работы у ребенка развивается вкус к любой аналитической деятельности, необходимый для современного человека.

Страницы: 1 2 


Статьи по теме:

Средства коррекционной работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
Развитие речи глухих детей будет более эффективным при двух условиях. Во-первых, дети должны быть полностью обеспечены совершенными двуушными слуховыми аппаратами и квалифицированной сурдопедагогической и технической помощью по их обслуживанию. Во-вторых, должны быть созданы условия для занятий мал ...

Содержание и методика работы с детьми раннего возраста по сенсорному воспитанию
Для того, чтобы раскрыть содержание данного параграфа, нам необходимо определить, что мы понимаем под терминами «содержание обучения» и «методика обучения», так, в электронном словаре мы находим следующее определение: содержание обучения – это система знаний, умений и навыков, которыми овладевают о ...

Требования к повторению
Большую и серьезную ошибку допускает тот учитель, который побуждает ученика повторять материал в том порядке, в котором он изучался. Повторение в этом случае сводится и механическому воспроизведению в памяти пройденного материала. К.Д.Ушинский воспитывал против механического повторения. "Нет н ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru