Развитие художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с творчеством иркутских художников

Аналитическое образование » Развитие художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с творчеством иркутских художников

Проблеме художественного восприятия действительности уделяют большое внимание многие психологи-исследователи художественного творчества, независимо от разделяемых ими теоретических концепций, например, Р. Арнхейм, развивавший положения гештальтпсихологии, Э. Нойман, последователь К.Г. Юнга, А. Маслоу, представитель гуманистической психологии. Практически все исследователи рассматривают художественное восприятие действительности как проявление художественной одаренности и важную основу художественных способностей.

В условиях ситуации начала XXI века изменения иерархии эстетических и нестабильности нравственных ценностей, художественное воспитание призвано быть гарантом полноценного формирования и сохранения целостности развивающейся личности. В дошкольном возрасте закладывается фундамент её творческого потенциала, её ценностные и эстетические установки. Развитие способности к эстетическому восприятию искусства, равно как и природы, способно дать тот внутренний ориентир (чувство гармонии и меры), который направляет личностное развитие по сбалансированному пути.

Психологические основы проблемы формирования творческой активности детей старшего дошкольного возраста представлены в работах Б.Г.Ананьева, Л.А.Венгера, Л.С.Выготского, Е.И.Игнатьева, Д.В.Колесова, Г.А.Урунтаевой и др. Педагогический аспект художественно-творческого развития дошкольников излагается в трудах Н.А.Ветлугиной, А.А.Грибовской, Т.Н.Дороновой, Т.С.Комаровой, Н.П.Сакулиной, О.П.Радыновой, Е.А.Флёриной, Н.Б.Халезовой, Т.Я.Шпикаловой и др.

Общеизвестно: именно в дошкольный период детства развиваются многие психические свойства человека, качества его личности. Велико значение этого возраста и в формировании и развитии способностей к изобразительной деятельности, воспитании художественного вкуса и эстетического восприятия. В исследованиях В.И. Игнатьева, В.С.Кузина, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной экспериментально доказано, что создание изображения требует, чтобы дети отчетливо представляли те предметы и объекты, которые следует изобразить. Все эти представления формируются на основе восприятия, но обязательно эмоционально-эстетически окрашенного.

Эмоционально-эстетическое восприятие развивается в процессе целенаправленных наблюдений и рисования с натуры, по памяти и др. На этой основе развиваются процессе изобразительной деятельности воображение, обогащается разнообразие впечатлений.

Известно, что эстетическое отношение к действительности, рассмотренное с позиции активности субъекта, является основополагающим началом в его всестороннем развитии [Ю.Б. Борев, В.В. Ванслов, Н.И. Киященко, А.Ф. Лосев, и др.]. Эстетическое отношение к действительности позволяет детям проявлять творческую активность в любом виде деятельности [Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Б.М. Теплов и др.; Н.А. Ветлугина, А.Н. Зимина, Т.С. Комарова, и др.].

Цель исследования – изучение особенностей и развития художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с творчеством иркутских художников.

Объектом исследования является художественное восприятие старших дошкольников.

Предметом исследования являются педагогические условия развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с творчеством Иркутских художников.

Гипотеза: развитию художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста будет способствовать процесс ознакомления с творчеством Иркутских художников, если:

- восприятие будет рассматриваться как специфическая деятельность, опосредующая развитие способности к художественно- эстетическому переживанию, возникающему в результате познания окружающей действительности средствами искусства;

- процесс ознакомления с творчеством Иркутских художников сопряжен с процессом развития изобразительной функции детского рисунка.

Задачи исследования:

1. Проанализировать сущность понятия и свойства художественного восприятия дошкольников.

2. Осуществить теоретический анализ проблемы развития художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста.

3. Разработать и апробировать серию мероприятий по развитию художественного восприятия ребенка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с творчеством иркутских художников.

Методологической основой исследования явились: отечественные концепции эстетического воспитания и развития детей младшего возраста В.В. Алексеевой, Е.М. Торшиловой, Б.П. Юсова; современные положения о становлении базиса культуры личности дошкольника, личностно-ориентированном воспитании, гармонизации системы отношений человека с миром В.А. Мясищева, Л.И. Божович и др.; исследования в области психологии эстетического и художественного восприятия Н.А.Ветлугиной, Е.А.Флериной, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной и др.; труды по психологии художественного восприятия, возрастной психологии и теории обучения Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.А. Мелик-Пашаева.

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, культурологической и искусствоведческой литературы; педагогическое проектирование; экспериментальные: констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент; диагностические методы: наблюдение, творческие задания.

Практическая значимость работы состоит в разработке системы занятий по ознакомлению старших дошкольников с картинами Иркутских художников.


Статьи по теме:

Психологический
В литературе обычно указывается на роль сензитивных периодов в интеллектуальном развитии, но есть основания говорить и о сензитивных периодах нравственного развитии ребенка. Как отмечал Л. С. Выгодский, «нет и не может быть другого критерия для определения конкретных эпох детского развития или возр ...

Принципы обучения оригами
Оригами - японская техника складывания бумаги в различные декоративные фигурки. В предшествующей главе отмечалось, что любой школьный предмет, в частности любая тема, может служить средством развития самостоятельности учащихся как одного из ведущих качеств личности. Согласно определению, средством ...

Учебник, его функции и структура
Из всех видов учебной литературы важнейшим является учебник. Рассмотрим его более подробно. Учебник – жанр научной литературы, средство обучения, предназначенное для усвоения системы знаний и умений по конкретному предмету. Материал учебника организован таким образом, чтобы обучаемый имел возможнос ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru