Развитие речевых умений при изучении темы "Имя прилагательное"

Аналитическое образование » Развитие речевых умений при изучении темы "Имя прилагательное"

Известные русские методисты Н.М. Соколов и Г.Г. Тумим уделяли много внимания вопросам «внутренней связи между всеми отделами родного языка», в число которых они включали грамматику и развитие речи. Они призывали учителей и методистов ни на минуту не забывать, что любой раздел языка «есть только один из участков в общей работе, один из факторов в общем действии».

Н.М. Соколов и Г.Г. Тумим придавали решающее значение эвристическому методу обучения, дающему учителю возможность «следить за уровнем детского понимания, за очередными детскими вопросами». Методистами разработаны логически последовательные вопросы на темы, интересующие детей и дающие им возможность наблюдать за явлениями языка. Они считали, что важным условием развития речи детей является внесение в методы и приемы организации деятельности учащихся на уроке «понятную для них систему, экономизирующую их силы».

В разработке методов и приемов изучения грамматики С.П. Редозубов продолжал линию К-Д. Ушинского и Ф.И. Буслаева, отстаивая эвристический метод работы учителя, а в качестве логических путей познания он признавал как индукцию, так и дедукцию. Система,работы над сочинением и изложением, предложенная С.П. Редозубовым, предельно проста и укладывается в три звена: усвоение образца, подражание образцу и самостоятельная творческая работа.

Среди видов упражнений по развитию связной речи на первое место он ставит работу над предложением и связной речью, в то время как современная методика четко выделяет три линии в развитии речи: работа над словом, над словосочетанием и предложением и над связной речью.

Одновременно с С.П. Редозубовым в 40—60-х годах значительный вклад в методику начального обучения русскому языку внесли талантливые методисты Н.П. Каноныкин и Н.А.

Щербакова, а также автор многих научных трудов, учебных пособий и монографий по методике Н.С. Рождественский.

Н.П. Каноныкиным и Н.А. Щербаковой сформулированы задачи словарной работы: обогащение, уточнение, активизация словаря детей и борьба за чистоту речи. Словарная работа включена в единую систему основных направлений развития речи наряду с работой над словосочетанием, предложением и связной речью.

Говоря о различении понятий «язык» и «речь», Л.П. Федоренко выводит следующую закономерность: недостаточно знать смысл слова, ребенку надо знать и запомнить, как это слово употребляется в речи, в каких традиционных словосочетаниях и выражениях. Так формируется чувство языка, или языковое чутье, в этом — закономерность усвоения речи.

Несколько смещены акценты в методике развития речи Г.А. Фомичевой, обосновавшей систему работы над словосочетанием на Синтаксической основе. Не отрицая в целом системы взаимосвязного изучения всех сторон языка, Г.А. Фомичева справедливо считает, что предложение в начальной школе является тем фоном, на котором проводится обучение грамматике, формирование орфографических, речевых и пунктуационных навыков. Работа над предложением является составным звеном в системе развития речи учащихся наряду с произносительным, словарным, морфологическим уровнями и уровнем текста и относится к синтаксическому уровню.

Интересное, прекрасно иллюстрированное пособие «Речь. Речь. Речь» с успехом может быть использовано учителем малокомплектной школы на уроке и во внеклассной работе. В книге широко представлены задания по речевой этике, по развитию творческого воображения, разнообразный занимательный материал по созданию текстов. Логично вплетается в речевые упражнения работа над словом. Авторы учат раскрывать значение слова и дают в конце книги образцы словарных статей с иллюстрациями.

Удачным пособием по развитию речи младших школьников является книга Н.И. Политовой «Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка». Сориентированные на понедельное планирование, речевые упражнения тематически и структурно связаны с упражнениями учебников русского языка и тематикой уроков чтения. В пособии содержатся рекомендации по проведению упражнений подготовительного характера по развитию устной и письменной речи: работа над словом, словосочетанием, предложением, текстом; дан целенаправленный анализ источника, из которого черпается материал для развития речи: образцовый текст, картина, наблюдаемая природа, окружающая жизнь.

Известный методист по развитию речи младших школьников М.Р. Львов обобщил существующие направления работы над развитием речи учащихся, вычленив пять уровней: произносительный (дикция, орфоэпия, интонация, выразительность); словарный (обогащение словаря, усвоение новых слов и значений, активизация словаря); морфологический (образование слов, употребление частей речи, образование и употребление формы склонения, спряжения); синтаксический (образование и употребление словосочетаний и предложений разных типов); уровень текста (анализ образцов типов текста, изложение, сочинение, повествование, описание, рассуждение).

Пользуясь «Методикой развития речи» М. Р. Львова, зная психологические основы речевых упражнений, учитель сможет грамотно и творчески применить разнообразные виды упражнений с учетом наполняемости класса, уровня овладения речевыми навыками.


Статьи по теме:

Система образования
Прежде чем начать разговор в рамках данной работы, стоит ответить на вопросы: что же стоит за словом образование? Каков его смысл и каково его значение? Процесс это или результат? А возможно ли, что то и другое? И за этим обратимся к известным источникам информации. Существует множество трактовок и ...

Качественный анализ результатов обследования и выяснение потенциальных возможностей ребенка
Помимо выяснения результативности выполнения задания ребенком во внимание должны приниматься показатели, характеризующие качество выполнения: интерес к заданию, самостоятельность, использование предложенной помощи, обучаемость в процессе исследования. При оценке результатов надо учитывать способы в ...

Личностно-ориентированный подход к музыкально-образовательному процессу в условиях интегрированного урока музыки
Выдвижение педагогической наукой на рубеже XX и XXI вв. новой парадигмы образования – личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении детей, обусловило поиск новых путей его реализации, разработку, апробацию и внедрение адекватных педагогических технологий во всех предметных областях. Как ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru