Фасилитация в профессиональном образовании

Аналитическое образование » Фасилитация в профессиональном образовании

Страница 2

1) фасилитация мотиво-образующей деятельности;

2) фасилитация формирования цели;

3) фасилитация поиска предмета познания;

4) фасилитация поиска метода деятельности;

5) фасилитация поиска средств познания;

6) фасилитация реализации процесса;

7) фасилитация рефлексии.

Обращение к названным работам и их анализ позволяют сделать вывод о том, что педагогическая фасилитация предъявляет целый ряд требований как к процессу обучения, так и к личности преподавателя, особенно к его умению строить взаимоотношения со студентами.

Суть педагогической фасилитации в профессиональном образовании состоит в том, чтобы преодолеть традиционное закрепление за обучающимися исполнительской части совместной деятельности и тем самым перейти от формирования специалиста-функционера к подготовке активного, способного к самостоятельному анализу и принятию нестандартных решений выпускника.

Потребности и мотивы активного поведения складываются не в исполнительской, а в ориептационной части взаимодействия. В связи с этим задача преподавателя – включить студентов в совместную ориентировку, разделить с ними ряд управленческих функций в целях создания условий для пробуждения глубокого интереса к предмету и возникновения реальных содержательных мотивов учения.

Мы считаем, что педагогическая фасилитация – это качественно более высокий и соответствующий современным запросам практики уровень обучения профессионалов. Практически студент усваивает ровно столько, сколько у него возникло вопросов, т.е. насколько он был активен в учебном процессе. Никакое эмоциональное и логически построенное изложение материала не дает желаемого эффекта, если обучающиеся по тем или иным причинам остались пассивными слушателями, которые лишь присутствуют па лекции и машинально фиксируют ее содержание. Каждый из них берет от занятий ровно столько материала, сколько проявлено им сознательности при его восприятии.

При фасилитации обучения преподаватель получает возможность использовать не догматические методы и приемы, а те из них, которые способствуют творческому усвоению необходимой информации, формируют умение рассуждать, искать новые грани проблем в уже известном материале. Она позволяет преподавателю занять позицию не «над», а «вместе» со студентами и не бояться при этом быть обвиненным в «незнании существующих на практике проблем», которые анализируются в ходе курса и часто подвергаются сомнению.

Таким образом, он остается исследователем и не теряет своего лица как ученый, не надевает на себя маску педагога-догматика, дающего однозначные ответы на все без исключения вопросы учебной программы. Все это вместе взятое создает условия для повышения интереса и познавательной активности студентов, оптимизирует процесс развития их профессионального самосознания.

Реализация концепции педагогической фасилитации предполагает создание ряда условий. Среди них следует особо выделить: значимость учения для студентов; конгруэнтность преподавателя; психологическую безопасность и психологическую свободу. Рассмотрим каждое из них.

Только значимое учение является наиболее продуктивным, так как предполагает не простое усвоение знаний, а изменение внутреннего чувственно-когнитивного опыта студента.

Конгруэнтность преподавателя выражается в том, что он осознает свое отношение к другим людям вообще и студентам, с которыми он работает, в частности, рефлексирует взаимодействие, понимает и принимает свои настоящие чувства по отношению к обучаемым и ситуации, в которой они находятся. Это позволяет ему быть откровенным в отношениях с обучающимися.

Психологическая безопасность достигается в процессе фасилитации за счет признания безусловной ценности личности и создания обстановки, в которой отсутствует внешнее оценивание. Преподаватель обеспечивает условия для развития и способствует творчеству, если убежден, что любой человек самобытен и неповторим во всех своих проявлениях, независимо от его состояния и поведения в настоящем.

Психологическая свобода предполагает формирование креативности студентов, их самовыражение.

Фасилитация позволяет открывать сокровенные мысли, чувства и состояния. Это обеспечивает искренность и доверие, а также причудливое и неожиданное сочетание образов, понятий и значений, что является частью творчества.

Соблюдение данных условий в целях организации фасилитации в процессе обучения способствует формированию и развитию таких качеств, как самостоятельность, познавательная активность, направленность на овладение профессией. Они играют важную роль в становлении будущих специалистов.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Виды логических операций
Логика, как самостоятельная наука оформилась в трудах греческого философа Аристотеля (384 - 322 г. до н.э.). Он систематизировал известные до него сведения, и эта система стала впоследствии называться формальной или Аристотелевой логикой. Формальная логика просуществовала без серьезных изменений бо ...

Повышение уровня воспитательной работы в школе
В рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" педагогические работники образовательных учреждений получают вознаграждение за классное руководство. Дополнительное вознаграждение в 2006 году получали 80 педагогических работников, в 2007 году 74 педагога, в 2008 году ...

Методические приемы изучения вопросов культуры в школе
Вопрос о преподавании истории культуры – сложный. Длинные перечни имен и фактов в соответствующих параграфах учебников многое говорят их авторам, но почти не сообщают новой информации ученикам. Для авторов учебников за перечисляемыми ими именами и памятниками стоят масштабные явления культуры, но д ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru