Формирование социальной компетентности учащихся в школе-интернате II вида для слабослышащих детей на уроках "Технологии"

Аналитическое образование » Формирование технологической компетентности у детей с отклонениями в развитии на уроках "Технологии" в школе-интернате II вида для слабослышащих детей » Формирование социальной компетентности учащихся в школе-интернате II вида для слабослышащих детей на уроках "Технологии"

Проблема трудовой и профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями не перестает быть предметом особого внимания. Об этом свидетельствуют исследования А.П. Гозовой, С.А. Зыкова, В.З. Базоева, в которых отмечается, что при выборе профиля обучения необходимо учитывать перспективы дальнейшего трудоустройства, увеличения шансов самореализоваться в изменяющихся условиях жизнедеятельности. Содержание и формы трудового образования должны развиваться, что называется, в ногу со временем.

В последние годы у людей появляется больше возможностей для появления индивидуальных способностей, приобщения к тому или иному ремеслу. Все это создает предпосылки для возрождения и развития прикладного художественного творчества.

В основу программы "Технология" для специального коррекционного учреждения II вида положена типовая программа государственного ООУ "Технология", где учтено базовое содержание трудового обучения. В целях индивидуализации и дифференциации обучения усилена коррекционная направленность, расширен профиль трудового обучения за счет введения углубленного изучения ряда разделов, позволяющих учитывать склонности интересы и возможности учащихся, материально-техническое обеспечение.

Содержание раздела "художественная обработка материалов" в программе для общеобразовательных школ предусматривает лишь ознакомление с видами декоративно-прикладного искусства, народными ремеслами. В школе-интернате для слабослышащих детей сочли возможным организовать более глубокое изучение основ обработки природного материала. Так, в 2003 году была разработана примерная программа "Декоративно-прикладное творчество. Содержание учебного материала, организация, формы и методы обучения изучались, анализировались, вносились коррективы. В целом программа составлена на основе общих положений, отражающих современный подход к организации учебного процесса. Анализ результатов деятельности учащихся позволил сделать ряд практических выводов.

Актуальность предлагаемой программы определяется ее направленностью на всестороннее развитие слабослышащих детей в разнообразных видах деятельности, в подходе к проблеме трудового профессионального обучения как первостепенной задаче ориентации учащихся на профессии народных художественных промыслов, развитию которых сейчас уделяется большое внимание. Программа составлена для учащихся 5-6 классов с учетом их возможностей.

Создание условий для всестороннего развития детей и подростков, сохранение и укрепление народных и культурных традиций России - основа государственной политики в сфере образования.

Вот некоторые предложения к разработке научно-педагогических основ обучения:

1. Разработка научно-педагогических основ внедрения примерных программ, методических и учебных пособий для коллективного, группового и индивидуального обучения художественным видам труда с учетом физических особенностей учащихся.

2. Определение оптимальных форм и методов работы по обучению и воспитанию учащихся.

3. Создание условий для формирования развития творческих способностей учащихся, возрождения, сохранения и приумножения культурного наследия народа.

4. Разработка примерных программ, учебных и справочных пособий для учащихся.

Обучение осуществляется на уроке и строится на существовавших народных традициях, национально-культурных обычаях.

Примерная программа "Декоративно-прикладное творчество"

План и содержание программы курса

Темы занятий, содержание

Кол-во часов

- Красота и мудрость народного наследия. Народные традиции - своеобразный механизм передачи духовных, интеллектуальных и материальных ценностей от поколения к поколению. Развитие народных ремесел в России

Плетение из соломы - творение, создание, древнейшее из ремесел (жатвенные обряды, предметы домашнего обихода, украшения, шедевры народных умельцев)

Художественные и физические качества соломы, злаковых растений. Заготовка соломы (срезка, просушивание, очистка, сортировка, окрашивание)

Инструменты и приспособления для работы. Технология подготовки соломы к работе. Разнообразие приемов обработки соломы. Пр. работа: подготовка соломы для последующих занятий.

Техника прямого плетения: "Шахматка", "Паркетик". Учебная работа

Техника плетения плоских плетенок: "Косичка", "Рогожка", "Зубатка", "Елочка". Учебная работа

Оформление из заготовок плетенок цветов, украшений. Практическая работа

Составление художественной композиции из выполненных цветов, украшений и прочих декоративных элементов

Аппликации из соломы. Изобразительные возможности аппликации из соломы. Технологические приемы и последовательность подготовки деталей аппликаций к работе.

Композиция элементы аппликации. Разработка сюжета, подбор элементов композиции. Целостность изображения. Стилизация изображения

Аппликация из бумаги, из соломы: нанесение штриховки на каждый элемент (на кальке); перевод деталей на кальку, нумерация, наклеивание. Практическая работа

Контурная аппликация. Практическая работа

Внешняя экспертная оценка, т.е. художественное впечатление, дизайн

Объемное плетение из соломы. Пластические и функциональные качества объемных плетенок. Возможности. техника плетения витых плетенок: - из 4-х соломин; из5-ти соломин, 6-ти и т.д. Наращивание соломин в процессе плетения

Объемное плетение. Соломенные игрушки - наиболее сложный жанр соломенной пластики. Приемы образования формы, пропорциональное соотношение частей фигуры. Воплощение в изделиях характерных особенностей, приемы декорирования

Куклы. Каркасы женских, мужских фигурок: - из одного пучка соломы; из 2-х пучков соломы; составной каркас из нескольких пучков. Изготовление кукол

Художественное оформление одежды. Дизайнерские решения

Творческое завершение работ, эстетическая, художественная оценка проекта

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

4 ч.

2 ч.

2 ч.

4 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.


Статьи по теме:

Характеристика нарушения лексико-грамматической стороны речи при ОНР
Р.И. Лалаева и Н.В. Серебрякова подробно описывают нарушения лексики у детей с ОНР, отмечая ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря. ...

Диагностические исследования когнитивного, операционального компонентов музыкально-эстетических вкусов школьников
Изучение музыкально-эстетических ориентации, предпочтений, вкусов детей проводилось по параметрам когнитивной и операциональной (поведенческой) направленности личности ребенка по отношению к музыке. Согласно когнитивной теории личности Дж. Келли, каждый человек воспринимает внешний мир, других люде ...

Основные функции речевой деятельности и ее нарушения у детей с умственной недостаточностью
У детей с нарушением интеллекта развитие речи существенно отличается от развития речи детей дошкольного возраста с нормой. Отставание в развитии речи начинается у них с младенчества и продолжает накапливаться в раннем детстве. Соответственно, к переходу дошкольного возраста у них нет готовности к е ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru