Формирование технологической компетентности у детей с отклонениями в развитии на уроках "Технологии" в школе-интернате II вида для слабослышащих детей

Аналитическое образование » Формирование технологической компетентности у детей с отклонениями в развитии на уроках "Технологии" в школе-интернате II вида для слабослышащих детей

Создание условий для всестороннего развития детей подростков, сохранение и укрепление народных и культурных традиций России - основа государственной политики в сфере образования и культуры

Главной задачей коррекционной (специальной) педагогики является разработка методологических, теоретических и методических основ эффективных систем специального обучения и воспитания детей с различными отклонениями в развитии, направленных на достижение каждым ребенком максимально возможного уровня личностного развития, образования, жизненной компетенции, интеграции в социум.

Необходимость жить в принципиально новом, сложном и неоднозначном социокультурном пространстве ставит человека перед проблемой "Нахождения себя" одновременно в различных видах деятельности и разных типах социальных общностей. И независимо от того, будет ли человек в дальнейшем профессионально связан с практическими видами труда или его основная профессия будет находиться в других плоскостях, предметно-практическая преобразующая деятельность в соответствующие возрастные периоды совершенно необходима.

Полноценная жизнедеятельность - это система способов деятельности во всех ее видах и формах, соотнесенная с условиями, в которых человек развивается, существует и с которыми он взаимодействует.

Эффективность жизнедеятельности будет зависеть от того, в какой мере человек:

способен не к одному конкретному виду деятельности а к различным;

способен понимать принципы функционирования не одной социальной общности а различных;

способен принимать участие в деятельности различных общностей, но с уже существующими в них правилами и, в конечном счете, влиять на развитие этих общностей;

способен координировать типы своей деятельности и свое "Я" одновременно в различных общностях.

Поэтому в рамках концепции технологического образования ставятся следующие задачи:

1. Подготовка учащихся к преобразовательной деятельности в общественном производстве, формирование в их сознании технико-технологической картины мира и развитие таких качеств, как конструктивность и целесообразность, творческие способности и созидательные возможности.

2. Создание оптимальных условий для развития личности и профессионального самоопределения в процессе участия в различных видах учебной и трудовой деятельности.

3. Подход к проблеме трудового обучения, овладения современными технологиями как первостепенной задаче воспитания личности, отношения к труду как единственному средству удовлетворения потребностей.

Происходящие социокультурные изменения определяют актуальность разработки методологических и теоретических оснований внедрения инновационных образовательных программ и технологий, ориентированных на качественное совершенствование процесса формирования технологической компетентности у детей с ограниченными возможностями здоровья, интеграции их в социум т.е. можно говорить об актуальности поиска ответов на важные значимые вопросы в этом направлении.

Технологическая подготовка учащихся школы-интерната II вида для слабослышащих детей позволяет выпускникам быть готовыми к получению профессиональной подготовки и полноценной интеграции в социум. Обучение осуществляется по программе образовательной области "Технология" под редакцией В.Д. Симоненко, которая соответствует федеральному стандарту и предназначена для учащихся общеобразовательных школ (действующая до настоящего времени программа "Швейное дело" для вспомогательных школ II вида ограничивает возможности детей и не позволяет по-настоящему индивидуализировать обучение). В настоящее время слабослышащие дети получают цензовое образование, поэтому содержание трудового обучения адекватно содержанию обучения слабослышащих детей. Это позволяет использовать при соответствующей корректировке, доработке, адаптации учебную программу, методические пособия, учебники, технико-технологическую документацию, наглядные, дидактические и др. пособия, которые выпускаются для массовых школ.

Углубленная и более продолжительная трудовая подготовка, коррекционная направленность образовательного процесса требовали корректировки программы.

Разработка, т.е. корректировка программы была начата в 2007-2008 учебном году. Затем уточнялась, конкретизировалась на основе анализа практики, обсуждалась на методическом объединении школы.

В предлагаемой работе сделана попытка раскрыть и обобщить педагогический опыт по формированию у детей творческого потенциала, созидательных возможностей, устойчивого интереса к познанию, активизации творческой деятельности, т.е. технологической компетентности на уроках трудового обучения.


Статьи по теме:

Психологические особенности учеников среднего школьного возраста
Для организации учебно-воспитательного процесса в 7 - 8 классах в общеобразовательной школе необходимо хорошее знание психологических особенностей подросткового возраста. Каждый возраст имеет свои трудности, требует особого к себе подхода. Подростковый возраст считается более трудным для обучения и ...

Модель социально-перцептивной компетентности педагога
Переход к системе образования, центрированной на человеке, делает проблемы культивирования человеческого достоинства, сохранности здоровья человека первоочередными. Идея реформации школы и, в частности, психологической подготовки учителя предполагает, что предметом содержательной подготовки учителя ...

Влияние педагогического общения на межличностные отношения подростков
межличностный отношение подросток коллектив эмоциональный Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата. Неправильное педагогическое общение рождает страх, неуверенность, ослабление вни ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru