Создание условий для всестороннего развития детей подростков, сохранение и укрепление народных и культурных традиций России - основа государственной политики в сфере образования и культуры
Главной задачей коррекционной (специальной) педагогики является разработка методологических, теоретических и методических основ эффективных систем специального обучения и воспитания детей с различными отклонениями в развитии, направленных на достижение каждым ребенком максимально возможного уровня личностного развития, образования, жизненной компетенции, интеграции в социум.
Необходимость жить в принципиально новом, сложном и неоднозначном социокультурном пространстве ставит человека перед проблемой "Нахождения себя" одновременно в различных видах деятельности и разных типах социальных общностей. И независимо от того, будет ли человек в дальнейшем профессионально связан с практическими видами труда или его основная профессия будет находиться в других плоскостях, предметно-практическая преобразующая деятельность в соответствующие возрастные периоды совершенно необходима.
Полноценная жизнедеятельность - это система способов деятельности во всех ее видах и формах, соотнесенная с условиями, в которых человек развивается, существует и с которыми он взаимодействует.
Эффективность жизнедеятельности будет зависеть от того, в какой мере человек:
способен не к одному конкретному виду деятельности а к различным;
способен понимать принципы функционирования не одной социальной общности а различных;
способен принимать участие в деятельности различных общностей, но с уже существующими в них правилами и, в конечном счете, влиять на развитие этих общностей;
способен координировать типы своей деятельности и свое "Я" одновременно в различных общностях.
Поэтому в рамках концепции технологического образования ставятся следующие задачи:
1. Подготовка учащихся к преобразовательной деятельности в общественном производстве, формирование в их сознании технико-технологической картины мира и развитие таких качеств, как конструктивность и целесообразность, творческие способности и созидательные возможности.
2. Создание оптимальных условий для развития личности и профессионального самоопределения в процессе участия в различных видах учебной и трудовой деятельности.
3. Подход к проблеме трудового обучения, овладения современными технологиями как первостепенной задаче воспитания личности, отношения к труду как единственному средству удовлетворения потребностей.
Происходящие социокультурные изменения определяют актуальность разработки методологических и теоретических оснований внедрения инновационных образовательных программ и технологий, ориентированных на качественное совершенствование процесса формирования технологической компетентности у детей с ограниченными возможностями здоровья, интеграции их в социум т.е. можно говорить об актуальности поиска ответов на важные значимые вопросы в этом направлении.
Технологическая подготовка учащихся школы-интерната II вида для слабослышащих детей позволяет выпускникам быть готовыми к получению профессиональной подготовки и полноценной интеграции в социум. Обучение осуществляется по программе образовательной области "Технология" под редакцией В.Д. Симоненко, которая соответствует федеральному стандарту и предназначена для учащихся общеобразовательных школ (действующая до настоящего времени программа "Швейное дело" для вспомогательных школ II вида ограничивает возможности детей и не позволяет по-настоящему индивидуализировать обучение). В настоящее время слабослышащие дети получают цензовое образование, поэтому содержание трудового обучения адекватно содержанию обучения слабослышащих детей. Это позволяет использовать при соответствующей корректировке, доработке, адаптации учебную программу, методические пособия, учебники, технико-технологическую документацию, наглядные, дидактические и др. пособия, которые выпускаются для массовых школ.
Углубленная и более продолжительная трудовая подготовка, коррекционная направленность образовательного процесса требовали корректировки программы.
Разработка, т.е. корректировка программы была начата в 2007-2008 учебном году. Затем уточнялась, конкретизировалась на основе анализа практики, обсуждалась на методическом объединении школы.
В предлагаемой работе сделана попытка раскрыть и обобщить педагогический опыт по формированию у детей творческого потенциала, созидательных возможностей, устойчивого интереса к познанию, активизации творческой деятельности, т.е. технологической компетентности на уроках трудового обучения.
Статьи по теме:
Основные признаки КСО
- ориентация на индивидуальные способности детей, обучение происходит в соответствии со способностями детей (индивидуальный темп обучения). - осмысленность процесса познания. - все обучают каждого и каждый всех. - при коллективных учебных занятиях (КУЗ) знания – хорошие, умения – уверенные, навыки ...
Методические рекомендации для коррекционно –
педагогической работы по формированию сенсорных эталонов
сенсорный эталон дошкольник интеллектуальный В методике сенсорного воспитания дошкольников можно выделить несколько этапов. Целью первого этапа является привлечение внимания детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен. Для этого воспитатель предлагает детям что-нибудь нарисовать, с ...
Коррекция фонематических процессов у младших школьников с
нарушением произносительной стороны речи
Коррекционная работа строится в зависимости от имеющихся нарушений звукопроизношения и восприятия звуков. Всем очевидно, что для достижения наилучшего результата, необходимо постоянное разностороннее воздействие на ребенка. Именно поэтому надо подключать к работе педагогов, воспитателей, родителей. ...