Формирование технологической компетентности учащихся на уроках "Технологии"

Страница 1

Под влиянием современных требований общества, в деятельность специальных (коррекционных) школ входят инновации в определении целей, задач, содержания, методов обучения, которые предполагают использование личностно ориентированных, современных технологий обучения, направленных на удовлетворение образовательных потребностей подростков с целью предоставления им полноценного адекватного образования вне зависимости от тяжести нарушения здоровья. И от того, как организовано взаимодействие каждого участника процесса обучения и воспитания, в значительной степени зависит конечный результат - высокая технологическая, социальная и личностная компетентность ("Я - в социум").

Личностно-ориентированный (дифференцированный) подход в обучении технологии определяет основные направления:

подбор объектов труда;

выбор схемы построения учебного процесса;

использование активных форм организации работы;

систематическое привлечение элементов дизайна и декоративно-прикладного искусства.

Такова отправная позиция особенно в той части, которая проявляется в деятельности самих учащихся.

Предметно-практическая деятельность, благодаря своему особому психологическому механизму, позволяет заметно интенсифицировать мышление ученика, но при этом не приводит к перенапряжению. Предметные действия дают возможность переводить невидимые (и потому сложные, непонятные) умственные операции и абстрактные связи с наглядный, доступный и понятный план. Кроме того, практический труд привлекателен для школьников возможностью разнообразной творческой деятельности результаты которой воплощаются в вещественном виде), обеспечивая учебному процессу дополнительные положительные эмоции, творческую самореализацию и самовыражение, которые играют важную Оль в развитии личности.

Творчество начинается с желания что-либо сделать своими руками. Сделать - значит создать. Творение, созидание - это выход из обыденного течения жизни, подъем на ступеньку выше, открытие в себе новых возможностей. Творческий процесс возвышает и совершенствует человека.

Постижение содержательности труда, его научной обоснованности творческих сторон способствуют устойчивой мотивации, развитию склонностей, способностей. Эту связь можно выразить следующим образом:

Изначальная задача: установить уровень сложности, определить возможности - исходя из своего "хочу" и "могу", освоить базовый уровень знаний и умений и подтвердить его индивидуальной практической работой.

Творческие способности формируются также, как любые профессиональные навыки - начиная с отработки отдельных операций, которые объединяются потов в целостную деятельность. Интеллектуальные операции и качества мыслительной деятельности не могут быть сформированы автоматически в ходе приобретения стандартных профессиональных навыков. Поэтому они требуют такой же дифференцированной тренировки, как любые навыки, чтобы затем интегрироваться в индивидуальном, неповторимом творчестве. Речь идет об активной позиции учителя и ученика в едином стремлении к достижению благородной цели - всестороннего гармонического развития личности.

Планируя урок согласно его задачам и содержанию, надо правильно выбрать проблемно-поисковые методы для развития творчества, самостоятельности, инициативы учащихся. Но метод выполняет свою функцию только при определенных условиях. Учитель ставит задачу, а учащиеся должны захотеть решить ее. Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации. В наше время известная мысль, что ученик - не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь, завоевала широкое признание. Поэтому активизация обучения может быть осуществлена только при условии активной творческой деятельности учителя. Нет совместной деятельности - "сотрудничества", "сотворчества", "соучастия" - нет движения личности вперед.

Одним из видов активного поиска является действие выбора, основанного на "взвешивании" и сопоставлении друг с другом различных вариантов. Вся взрослая жизнь постоянно требует выбора: выбора профессии, выбора спутника жизни, выбора наилучшего решения в каждом конкретном случае. Получить опыт обоснованного и продуманного выбора в школе можно, если развитию творческой фантазии, смекалки, инициативы будет способствовать вариативность предметной деятельности и свобода выбора. Ситуация выбора - не что иное, как проблемная ситуация, требующая выбрать из багажа самых разнообразных знаний и навыков те, которые необходимы в данной ситуации.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Сравнительный анализ основных данных констатирующего и контрольного экспериментов
После завершения цикла занятий был проведен контрольный эксперимент. Рис. 3. Данные констатирующего и контрольного экспериментов по методике выявления уровня художественного восприятия. Как видно динамика по первому уровню в контрольной группе составила 25%, а в экспериментальной 20% По второму уро ...

Система образования в Российской Федерации
Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: - преемственных образовательных программ различных уровней и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований сети реализующих их образователь ...

Принципы русской пунктуации
Дело в том, что на иерархии общих функций знаков препинания основываются в европейском языке принципы организации системы пунктуации. Они были сформулированы еще в 18-19 веках. И один из принципов это: 1. смысловой принцип (понимание письменного текста); 2. грамматический принцип (роль пунктуации в ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru