Формирование технологической компетентности учащихся на уроках "Технологии"

Страница 1

Под влиянием современных требований общества, в деятельность специальных (коррекционных) школ входят инновации в определении целей, задач, содержания, методов обучения, которые предполагают использование личностно ориентированных, современных технологий обучения, направленных на удовлетворение образовательных потребностей подростков с целью предоставления им полноценного адекватного образования вне зависимости от тяжести нарушения здоровья. И от того, как организовано взаимодействие каждого участника процесса обучения и воспитания, в значительной степени зависит конечный результат - высокая технологическая, социальная и личностная компетентность ("Я - в социум").

Личностно-ориентированный (дифференцированный) подход в обучении технологии определяет основные направления:

подбор объектов труда;

выбор схемы построения учебного процесса;

использование активных форм организации работы;

систематическое привлечение элементов дизайна и декоративно-прикладного искусства.

Такова отправная позиция особенно в той части, которая проявляется в деятельности самих учащихся.

Предметно-практическая деятельность, благодаря своему особому психологическому механизму, позволяет заметно интенсифицировать мышление ученика, но при этом не приводит к перенапряжению. Предметные действия дают возможность переводить невидимые (и потому сложные, непонятные) умственные операции и абстрактные связи с наглядный, доступный и понятный план. Кроме того, практический труд привлекателен для школьников возможностью разнообразной творческой деятельности результаты которой воплощаются в вещественном виде), обеспечивая учебному процессу дополнительные положительные эмоции, творческую самореализацию и самовыражение, которые играют важную Оль в развитии личности.

Творчество начинается с желания что-либо сделать своими руками. Сделать - значит создать. Творение, созидание - это выход из обыденного течения жизни, подъем на ступеньку выше, открытие в себе новых возможностей. Творческий процесс возвышает и совершенствует человека.

Постижение содержательности труда, его научной обоснованности творческих сторон способствуют устойчивой мотивации, развитию склонностей, способностей. Эту связь можно выразить следующим образом:

Изначальная задача: установить уровень сложности, определить возможности - исходя из своего "хочу" и "могу", освоить базовый уровень знаний и умений и подтвердить его индивидуальной практической работой.

Творческие способности формируются также, как любые профессиональные навыки - начиная с отработки отдельных операций, которые объединяются потов в целостную деятельность. Интеллектуальные операции и качества мыслительной деятельности не могут быть сформированы автоматически в ходе приобретения стандартных профессиональных навыков. Поэтому они требуют такой же дифференцированной тренировки, как любые навыки, чтобы затем интегрироваться в индивидуальном, неповторимом творчестве. Речь идет об активной позиции учителя и ученика в едином стремлении к достижению благородной цели - всестороннего гармонического развития личности.

Планируя урок согласно его задачам и содержанию, надо правильно выбрать проблемно-поисковые методы для развития творчества, самостоятельности, инициативы учащихся. Но метод выполняет свою функцию только при определенных условиях. Учитель ставит задачу, а учащиеся должны захотеть решить ее. Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации. В наше время известная мысль, что ученик - не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь, завоевала широкое признание. Поэтому активизация обучения может быть осуществлена только при условии активной творческой деятельности учителя. Нет совместной деятельности - "сотрудничества", "сотворчества", "соучастия" - нет движения личности вперед.

Одним из видов активного поиска является действие выбора, основанного на "взвешивании" и сопоставлении друг с другом различных вариантов. Вся взрослая жизнь постоянно требует выбора: выбора профессии, выбора спутника жизни, выбора наилучшего решения в каждом конкретном случае. Получить опыт обоснованного и продуманного выбора в школе можно, если развитию творческой фантазии, смекалки, инициативы будет способствовать вариативность предметной деятельности и свобода выбора. Ситуация выбора - не что иное, как проблемная ситуация, требующая выбрать из багажа самых разнообразных знаний и навыков те, которые необходимы в данной ситуации.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Особенности организации воспитательной работы с детьми с ОНР Ш уровня
В ходе своего развития речевая деятельность детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, ору ...

Речевое развитие детей с умственной отсталостью
Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и познавательной деятельности ребенка. ...

Отбор грамматического материала
При решении вопроса об отборе грамматического материала необходимо, опираясь на все специфические особенности немецкого языка, о которых было сказано выше, создавать такой минимум, который был бы посилен для усвоения и достаточен для выполнения коммуникативно-значимых задач в продуктивных и рецепти ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru