Цель, задачи, содержание, выводы констатирующего этапа исследования

Аналитическое образование » Сенсорное воспитание детей раннего возраста » Цель, задачи, содержание, выводы констатирующего этапа исследования

Страница 1

Опытно-экспериментальная работа, направленная на формирование представлений о цвете у детей третьего года жизни посредством дидактических игр, была проведена в МБДОУ «Детский сад № 118 для детей раннего возраста общеразвивающего вида» города Сыктывкара. Педагогический эксперимент осуществлялся в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. В эксперименте принимали участие двадцать два ребенка.

Констатирующий этап исследования осуществлялся в период с 10 сентября по 10 октября 2011 года. Целью данного этапа являлось выявление исходного уровня сформированности представлений о цвете у детей первой младшей группы. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи: 1) подобрать диагностический инструментарий, провести диагностику и проанализировать полученные результаты; 2) выявить условия, созданные в ДОУ по исследуемой проблеме; 3) провести по исследуемой проблеме беседу с воспитателями группы.

Методы исследования: 1) диагностика; 2) анализ предметно-развивающей среды; 3) беседа.

Первым методом констатирующего этапа исследования была диагностика, целью которой являлось определение исходного уровеня сформированности представлений о цвете у детей третьего года жизни. Мы воспользовались методикой обследования «Посади бабочку на цветок», разработанной коллективом детского сада, с учетом программных требований (Программы воспитания и обучения в детском саду под ред. Васильевой) к знаниям, умениям и навыкам детей 2-3 лет, так как группа работает по данной программе. Мы обследовали: 1) умение детей соотносить предметы по цвету; 2) умение называть (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный) цвета; 3) умение различать (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый) цвета.

При проведении диагностики мы придерживались следующих правил: 1) выбирали время, когда ребенок пребывал в хорошем настроении; 2) каждое задание давалось в соответствии с инструкцией; 3) продолжительность обследования не превышала 10 минут. Обследование детей проводилось индивидуально ( протоколы обследования детей см. в Приложении №3). Для оценивания выполненного ребенком задания мы взяли трехбальную систему. Разработали критерии оценок: 0 баллов ребенок получал, если отказывался выполнять задание или выполнял его неправильно; 1 балл ребенок получал, когда выполнял задание при помощи взрослого; 2 балла, когда задание было выполнено ребенком правильно, самостоятельно. Уровень сформированности представлений о цвете мы определили по формуле: ( max – min): 3, таким образом, мы получили границы уровней: от 0 до 0, 6 – низкий уровень; от 0,7 до 1,3 – средний уровень; от 1,4 до 2 – высокий уровень. Результаты обследования детей мы занесли в таблицу (см. Таблицу № 2).

Таблица 2. Выявление исходного уровня сформированности представлений о цвете у детей третьего года жизни.

По результатам обследования высокий уровень сформированности представлений о цвете был выявлен у пятерых детей, что составляет 23%; средний уровень имеют девять детей – это 41%; низкий уровень показали восемь детей, результат составил 36%. ( Результаты наглядно представлены на рис. 1).

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Принципы и методы психолого-педагогического изучения дошкольников с нарушениями слуха
Основными принципами психолого-педагогического изучения детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха являются следующие. Комплексный характер изучения детей раннего и дошкольного возраста Комплексный подход предусматривает различные направления в диагностике отклонений в развитии: медик ...

Электронные наглядные средства обучения на основе современных компьютерных технологий
В школьном образовании всегда применяли и до сих пор применяют самые разные виды наглядности. Роль их в процессе обучения исключительна. Особенно в том случае, когда использование наглядных средств не сводится к простому иллюстрированию с целью сделать учебный курс более доступным и легким для усво ...

Учебник, его функции и структура
Из всех видов учебной литературы важнейшим является учебник. Рассмотрим его более подробно. Учебник – жанр научной литературы, средство обучения, предназначенное для усвоения системы знаний и умений по конкретному предмету. Материал учебника организован таким образом, чтобы обучаемый имел возможнос ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru