Образовательная структура вуза

Страница 1

Структура вуза, в том числе и образовательная, складывается исходя из специфики конкретного образовательного учреждения, номенклатуры оказываемых им образовательных услуг, количества обучающихся студентов, степени участия вуза в международных образовательных проектах и объеме собственной научно-исследовательской деятельности и т.д.

Вместе с тем необходимо отметить, что любому вузы присущи некоторые общие структурные черты, что обусловливается родом их деятельности с одной стороны и регламентируется соответствующими правовыми актами с другой. Все высшие учебные заведения действуют на основе собственного устава, утвержденного в установленном порядке, который разрабатывается в соответствии с «Положением о высшем учебном заведении» (утверждено Министерством образования Республики Беларусь, 1993 г.). Уставом определяются структура учебных, научных и других подразделений данного вуза, их права и обязанности, а также схема управления и руководства вузом. Внутри каждого учебного заведения складывается своя система управления и руководства его деятельностью, состоящая из двух подсистем: управляющей и управляемой. Ведущей является управляющая подсистема, которая объединяет руководителей вуза и его структурных подразделений, коллегиальные органы, профессорско-преподавательский корпус, частично обслуживающий персонал. К управляемой подсистеме относятся студенты, их общественные и профильные формирования, а также преподаватели и обслуживающий персонал.

Главный смысл управления вузом состоит в целенаправленном воздействии администрации вуза, коллегиальных органов на структурные подразделения вуза, на профессорско-преподавательский состав, на студентов с целью получения оптимальных результатов в воспитательно-образовательном процессе, в профессиональной подготовке специалистов. Управление означает сознательное регулирование сложных процессов и отношений, протекающих или имеющихся в вузе: учебных, воспитательных, научных, методических, организационных, профессиональных, хозяйственных.

Администрацию на уровне самого вуза представляют: ректор, проректоры, руководители и работники управлений и отделов; на уровне факультетов – декан, его заместители, работники деканатов. Коллегиальными органами являются: ректорат, ученый совет вуза, ученые советы факультетов, методические советы.

Ректор до недавнего времени избирался советом вуза, а затем утверждался соответствующим министерством. В настоящее время ректор назначается непосредственно главой государства. Министерство образования утверждает и главного бухгалтера вуза. Декан избирается советом факультета, после чего утверждается приказом ректора.

Ректор и декан отдают приказы и распоряжения по различным вопросам деятельности вуза, его структурных подразделений, по конкретным лицам – субъектам деятельности. Таким образом осуществляется единоначалие по управлению вузом и факультетами.

Коллегиальные органы управления – каждый на своем уровне и в пределах своей компетенции – решают сообща различные вопросы жизнедеятельности вуза, его структурных подразделений: утверждают перспективные и текущие планы работы; слушают отчеты подразделений (факультетов, кафедр, лабораторий, управлений, отделов); обсуждают проблемные вопросы научного, учебного, профессионального порядка; занимаются кадровыми вопросами и т.д. Так реализуется коллегиальная форма управления вузом.

Наличие двух форм управления в вузе необходимо, так как этот вариант дает возможность сочетать совместное, коллегиальное обсуждение и анализ выполненной работы, стоящих задач, выдвинутых вопросов и нести персональную ответственность всех должностных лиц за вверенный участок работы, за принятые решения. Но администрация и коллегиальные органы тогда добьются высоких результатов своей деятельности, если будут работать согласованно, скоординированно, опираясь на сотрудничество и гласность.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Обследование фонетической стороны речи
Обследование произношения звуков При выявлении нарушения произношения логопед должен обратить внимание как на произношение согласных звуков, так и на особенности произношения гласных. У детей-олигофренов произношение одного и того же звука речи часто является не одинаковым. Это зависит от структуры ...

План взаимодействия с родителями
Игра требует достаточно большой по объему работы со стороны педагогов и родителей, поэтому мы выстраиваем их взаимодействие по определенной схеме. Из которой понятно, что значительная часть предварительной работы ложится на плечи воспитателя. Успех реализации опыта, на наш взгляд, имеет прямую зави ...

Формирование общенаучного системного подхода в отечественной философии 50-е - начало 80-х гг. ХХ века
Исследование генезиса системного подхода в отечественной педагогике конца 60-х - 80-х гг. ХХ века естественно связано с поиском ответа на вопросы о взаимосвязях двух линий развития системного подхода: как общенаучного и как конкретно-научного, с изучением не только вопроса о вкладе системного подхо ...

Навигация

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru