Образовательная структура вуза

Страница 1

Структура вуза, в том числе и образовательная, складывается исходя из специфики конкретного образовательного учреждения, номенклатуры оказываемых им образовательных услуг, количества обучающихся студентов, степени участия вуза в международных образовательных проектах и объеме собственной научно-исследовательской деятельности и т.д.

Вместе с тем необходимо отметить, что любому вузы присущи некоторые общие структурные черты, что обусловливается родом их деятельности с одной стороны и регламентируется соответствующими правовыми актами с другой. Все высшие учебные заведения действуют на основе собственного устава, утвержденного в установленном порядке, который разрабатывается в соответствии с «Положением о высшем учебном заведении» (утверждено Министерством образования Республики Беларусь, 1993 г.). Уставом определяются структура учебных, научных и других подразделений данного вуза, их права и обязанности, а также схема управления и руководства вузом. Внутри каждого учебного заведения складывается своя система управления и руководства его деятельностью, состоящая из двух подсистем: управляющей и управляемой. Ведущей является управляющая подсистема, которая объединяет руководителей вуза и его структурных подразделений, коллегиальные органы, профессорско-преподавательский корпус, частично обслуживающий персонал. К управляемой подсистеме относятся студенты, их общественные и профильные формирования, а также преподаватели и обслуживающий персонал.

Главный смысл управления вузом состоит в целенаправленном воздействии администрации вуза, коллегиальных органов на структурные подразделения вуза, на профессорско-преподавательский состав, на студентов с целью получения оптимальных результатов в воспитательно-образовательном процессе, в профессиональной подготовке специалистов. Управление означает сознательное регулирование сложных процессов и отношений, протекающих или имеющихся в вузе: учебных, воспитательных, научных, методических, организационных, профессиональных, хозяйственных.

Администрацию на уровне самого вуза представляют: ректор, проректоры, руководители и работники управлений и отделов; на уровне факультетов – декан, его заместители, работники деканатов. Коллегиальными органами являются: ректорат, ученый совет вуза, ученые советы факультетов, методические советы.

Ректор до недавнего времени избирался советом вуза, а затем утверждался соответствующим министерством. В настоящее время ректор назначается непосредственно главой государства. Министерство образования утверждает и главного бухгалтера вуза. Декан избирается советом факультета, после чего утверждается приказом ректора.

Ректор и декан отдают приказы и распоряжения по различным вопросам деятельности вуза, его структурных подразделений, по конкретным лицам – субъектам деятельности. Таким образом осуществляется единоначалие по управлению вузом и факультетами.

Коллегиальные органы управления – каждый на своем уровне и в пределах своей компетенции – решают сообща различные вопросы жизнедеятельности вуза, его структурных подразделений: утверждают перспективные и текущие планы работы; слушают отчеты подразделений (факультетов, кафедр, лабораторий, управлений, отделов); обсуждают проблемные вопросы научного, учебного, профессионального порядка; занимаются кадровыми вопросами и т.д. Так реализуется коллегиальная форма управления вузом.

Наличие двух форм управления в вузе необходимо, так как этот вариант дает возможность сочетать совместное, коллегиальное обсуждение и анализ выполненной работы, стоящих задач, выдвинутых вопросов и нести персональную ответственность всех должностных лиц за вверенный участок работы, за принятые решения. Но администрация и коллегиальные органы тогда добьются высоких результатов своей деятельности, если будут работать согласованно, скоординированно, опираясь на сотрудничество и гласность.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Психолого-педагогическое обоснование методических рекомендаций по коррекции дисграфии
Первые попытки применения знаков в коммуникативных целях, вероятно, имели место уже на ранних ступенях архаического мышления. Способность использовать знаки для передачи сообщения возникла в контексте выполнения магических действий и ритуалов и десятки тысячелетий находилась в своего рода зачаточно ...

Оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности
Проблемность и другие принципы развития творческого мышления не могут быть реализованы без учета возрастных и индивидуально-типических особенностей мышления. Возрастным особенностям интеллектуального развития посвящено немало исследований. В них выявлена стадиальность развития интеллекта, дана хара ...

Компьютерные клубы, как современная форма досуговой деятельности
В России число детей, проводящих время перед монитором компьютера дома или в компьютерном клубе, с каждым днем становится все больше и больше. Во времена Советского Союза достаточно широко была развита инфраструктура так называемого детского и молодежного досуга. Кружки, секции, дома творчества, до ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru