В 70 – первой половине 90-х гг. XIX в. наиболее распространенный методом обучения был так называемый «догматический метод», когда обучение в основном сводилось к простому «спрашиванию - заданию». Учитель как правело, начинает урок с проверки домашнего задания. К моменту объяснения нового материала успевал спросить двух, трех человек, остальные учащиеся сидели и занимались каждым своим, делая вид, что слушают. Применения догматического метода приводило к неправильной постановке обьщекласстной работы на уроке. Материал не доводился до ясного осознания учащимся. Между учителем и классом часто не было никакого контакта. Иногда было и так, что учитель даже не объяснял нового материала, а сначала заставлял детей выучить одну часть нового материала самостоятельно на уроке, затем выполнить несколько упражнений, а в конце урока задавал выучить самостоятельно другую часть нового материала дома. Так, например, обучал детей алгебре в 3 классе преподаватель Читинской мужской гимназии Габович.
Однако учителя использовали и другие методы преподавания: сократическую беседу, эвристическую беседу, сравнение и т.д.
На рубеже веков в средних школах региона прочное распространение получила беседа – диалогическая форма изложения и освоения учебного материала. Преподаватели использовали вводную беседу, беседу – сообщения новых знаний, беседу-повторение.
Широкое распространение получили словесные, наглядные и практические методы обучения, но при этом содержания учебного материала могло раскрываться определенным логическим способом – индуктивного или дедуктивного. Рассказ как многочисленная форма изложения учебного материала применялся на всех этапах школьного обучения. Правда, менялась характер рассказа, его объем, продолжительности, частота использования на уроках. Рассказ как метод обучения чаще всего применяли в младших классах.
Наряду с рассказом преподаватели применяли объяснения как одним из методов введения нового материала. Чем старше был класс, тем чаще по сравнения с рассказом использовали объяснение. Более всего этот метод применяли на уроках физики, химии, математики, географии, политической экономики и рядом других предметов.
Беседа – сообщение новых знаний использовали в разных видах. Иногда это была катехизическая беседа, которая воспринималась как самостоятельный катехизический метод «Впервые этот метод появился в средневековый период, и уже тогда его стали широко применять на практике, сообщая ученикам новые знания. В церковной литературе есть учебник под названием «Катехизис», который построен по тому же принципу. Все религиозные догмы в этом учебнике разделены на вопросы и ответы. Однако современный метод катехизической беседы имеет одно существенное отличие от средневекового аналогичного метода: если в Средневековье заучивали материал без осмысления, то в современном мире от учеников требуется самостоятельность в умственной работе». Учитель путем вопросов проводил учеников к усвоению новых понятий. С этой целью им составлялся ряд вопросов таким образом, чтобы ответ на каждый из них мог быть дан школьником самостоятельно и в то же время логически вызывал постановку следующего вопроса. Несмотря на свою вопросно-ответную форму, урок получал цельность и связность. Однако катехизический метод, требовавший значительных затрат времени, умения очень точно и последовательно в логической связи между собой задавать вопросы, не пользовался популярностью среди преподавателей.
Более благожелательно учителя относились к эвристической беседе, которая отличалась от катехизической тем, что она позволяла в большой мере проявить творческие способности учеников. В ходе эвристической беседа преподавателя, опираясь на имеющиеся знания и практической опыт учащихся, приводил их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов. В результате такой совместной деятельности школьники приобретали новые знания путем собственных усилий, размышлений. Выводы, получаемые посредством эвристической беседы, носили, по существу, формально-логический характер, сопоставлялись различные посылки, и из них выводилось логическое заключение.
Иногда учителя в целях активизации учебного процесса включали элементы беседы в рассказ или объяснение. Так же очень часто использовался индуктивно-эвристический метод: учитель сначала давал ученика задание, требовавшее от них самостоятельного рассуждения от частных положений к общим, к выводам и обобщениям. Сам учитель помогал учащимся случаи их затруднений только наводящими вопросами или направляющими замечаниями.
Очень часто учителя отечество ведения используют метод сравнения. Например, сопоставляя Россия с другими странами. При обучении иностранных языков используются так называемый «натуральный метод», он заключался в том, что учащиеся могли свободно изъяснялись на этих языках, а грамматику знали плохо.
Статьи по теме:
Мониторинг: история, сущность, функции и принципы
Анализ показал, что педагогический мониторинг имеет глубокие исторические корни. Сбор информации о различных сторонах жизни школы - об учащихся и учителях, о некоторых сторонах образовательного процесса и т.п. - уже в конце 19 века был предметом забот не только органов центральной власти, но и боль ...
Особенности украинского и белорусского позднего Средневековья
В ХVI веке на территории Западной Украины и Белоруссии, которые отошли к Польше и Литве, стали открываться братские школы. Главной их целью было сохранение веры и языка. Они были хорошо организованы, носили договорный характер (отец ребёнка подписывал договор со школой и давал обязательство не заби ...
Технология изображения пейзажа в зависимости от
времени года
Каждое время года обладает в природе своей собственной игрой красок. Возьмем, например, синеву неба. Весной она кажется ясной и прохладной, в жаркие летние дни покрыта легкой дымкой, а ясными осенними днями сияет почти теплой голубизной. Для весенней листвы деревьев характерен свежий сияющий зелены ...