Развитие среднего образования Восточной Сибири в конце XIX - начале ХХ вв

Аналитическое образование » Развитие среднего образования Восточной Сибири в конце XIX - начале ХХ вв

В настоящее время, когда перед педагогической теорией и практикой встали проблемы демократизации школы, создания системы вариативного образования, повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения, изучение и обобщение не только опыта современной школы, но и богатейшего наследия прошлого становится актуальным

Процесс развития среднего образования в России происходил в условиях экономических рыночных отношений, отсутствия монополии государства на образование, широкого простора для проявления общественной и частной инициативы, педагогического плюрализма и т.д. — того, что все более характеризует современную систему образования в целом, однако на ином витке развития общества. Эта своеобразная параллель дополнительно актуализирует исследование историко-педагогического наследия.

Анализ работ, в которых отражена история среднего образования в России конца XIX — начала ХХ вв., показывает, что она не изучена в достаточной мере даже на материалах средних учебных заведений европейской части России. Средняя школа Восточной Сибири изучена еще меньше. Поэтому мной сделана попытка хоть в какой-то мере восполнить этот пробел на материале средних учебных заведений региона означенного периода.

Не претендуя на исчерпывающую полноту изложения, мы поставили для решения следующие задачи: раскрыть особенности социально-экономического развития и политического положения Восточной Сибири в конце XIX — начале ХХ вв.; выявить особенности проявления факторов и условий развития среднего образования Восточной Сибири того периода; дать историка - педагогический анализ этапов развития среднего образования в регионе; охарактеризовать развитие средней школы Восточной Сибири исследуемого периода; раскрыть признаки положительных изменений в организации учебного и воспитательного процессов в средней школе региона; оценить значение педагогического опыта этих учебных заведений для нужд современного образования.

В книге сделана попытка раскрыть историко-педагогический опыт средних учебных заведений во всем его многообразии, показав живую школу с ее сильными и слабыми сторонами. В первой главе раскрыты особенности социально-экономического развития и политического положения Восточной Сибири в конце XIX – начале ХХ вв.; выявлена специфика проявления факторов и условий развития средней школы Восточной Сибири того периода; дан анализ этапов развития среднего образования в регионе, учебно-материальной базы школ, их кадрового состава и учащихся. Во второй главе дан анализ содержания и организации учебно-воспитательного процесса в средней школе региона исследуемого периода. Определены особенности развития содержания и организации учебно-воспитательного процесса в ней в сравнении со школой Европейской России. Выявлены основные тенденции и закономерности данного процесса. Проанализированы перспективные направления и концепции; раскрываются признаки позитивных и негативных изменений в организации учебно-воспитательного процесса средней школы в конце ХIХ – начале ХХ вв.; обобщаются организационные, содержательные и методические аспекты решения ряда проблем средней школы, данного периода. Установлены и описаны новые историко-педагогические факты.

Фактическим материалом послужили законодательные акты царского правительства, Временного правительства, Сибирского правительства, Совета народных комиссаров; циркуляры, распоряжения, программно-методические документы и материалы Святейшего Синода, Министерства народного просвещения; материалы педагогических съездов; распоряжения Иркутского генерал-губернатора по учебному ведомству и т.д.

Конкретно-исторические условия развития средних учебных заведений Восточной Сибири были воссозданы на основе исследования трудов исторического, экономического, этнографического и статистического характера работ историков, краеведов и педагогов дореволюционного периода; монографических трудов, статей и диссертационных работ на материале средней школы европейской части России, выполненных в советский период, общей и педагогической периодической печати конца XIX - начала ХХ вв. Важнейшими источниками являются архивные документы Госфондов России, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей.


Статьи по теме:

Методические рекомендации по коррекции дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания
Взяв за основу психолого-педагогическое обоснование нарушений письменной речи, а также результаты диагностики, нами были разработаны методические рекомендации по коррекции дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания. На примере речевого дефект Даниила В. мы представим систему коррекционно ...

Дополнительное вознаграждение за классное руководство
Ввиду особой важности воспитательной работы в российских школах в рамках приоритетного национального проекта "образование" действует направление по дополнительному денежному вознаграждению за выполнение функций классного руководителя. Благодаря данному направлению нацпроекта впервые в сис ...

Цели развития индивидуальности
И. Кант сформулировал положение, выражающее сущность гуманизма: человек может быть для другого только целью, но не средством. Поэтому посмотрим на ребенка не как на средство укрепления нашего государства (вспомним наши штампы: подготовка к жизни на благо общества, подготовка к защите Родины и т.п.) ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru