Развитие среднего образования Восточной Сибири в конце XIX - начале ХХ вв

Аналитическое образование » Развитие среднего образования Восточной Сибири в конце XIX - начале ХХ вв

В настоящее время, когда перед педагогической теорией и практикой встали проблемы демократизации школы, создания системы вариативного образования, повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения, изучение и обобщение не только опыта современной школы, но и богатейшего наследия прошлого становится актуальным

Процесс развития среднего образования в России происходил в условиях экономических рыночных отношений, отсутствия монополии государства на образование, широкого простора для проявления общественной и частной инициативы, педагогического плюрализма и т.д. — того, что все более характеризует современную систему образования в целом, однако на ином витке развития общества. Эта своеобразная параллель дополнительно актуализирует исследование историко-педагогического наследия.

Анализ работ, в которых отражена история среднего образования в России конца XIX — начала ХХ вв., показывает, что она не изучена в достаточной мере даже на материалах средних учебных заведений европейской части России. Средняя школа Восточной Сибири изучена еще меньше. Поэтому мной сделана попытка хоть в какой-то мере восполнить этот пробел на материале средних учебных заведений региона означенного периода.

Не претендуя на исчерпывающую полноту изложения, мы поставили для решения следующие задачи: раскрыть особенности социально-экономического развития и политического положения Восточной Сибири в конце XIX — начале ХХ вв.; выявить особенности проявления факторов и условий развития среднего образования Восточной Сибири того периода; дать историка - педагогический анализ этапов развития среднего образования в регионе; охарактеризовать развитие средней школы Восточной Сибири исследуемого периода; раскрыть признаки положительных изменений в организации учебного и воспитательного процессов в средней школе региона; оценить значение педагогического опыта этих учебных заведений для нужд современного образования.

В книге сделана попытка раскрыть историко-педагогический опыт средних учебных заведений во всем его многообразии, показав живую школу с ее сильными и слабыми сторонами. В первой главе раскрыты особенности социально-экономического развития и политического положения Восточной Сибири в конце XIX – начале ХХ вв.; выявлена специфика проявления факторов и условий развития средней школы Восточной Сибири того периода; дан анализ этапов развития среднего образования в регионе, учебно-материальной базы школ, их кадрового состава и учащихся. Во второй главе дан анализ содержания и организации учебно-воспитательного процесса в средней школе региона исследуемого периода. Определены особенности развития содержания и организации учебно-воспитательного процесса в ней в сравнении со школой Европейской России. Выявлены основные тенденции и закономерности данного процесса. Проанализированы перспективные направления и концепции; раскрываются признаки позитивных и негативных изменений в организации учебно-воспитательного процесса средней школы в конце ХIХ – начале ХХ вв.; обобщаются организационные, содержательные и методические аспекты решения ряда проблем средней школы, данного периода. Установлены и описаны новые историко-педагогические факты.

Фактическим материалом послужили законодательные акты царского правительства, Временного правительства, Сибирского правительства, Совета народных комиссаров; циркуляры, распоряжения, программно-методические документы и материалы Святейшего Синода, Министерства народного просвещения; материалы педагогических съездов; распоряжения Иркутского генерал-губернатора по учебному ведомству и т.д.

Конкретно-исторические условия развития средних учебных заведений Восточной Сибири были воссозданы на основе исследования трудов исторического, экономического, этнографического и статистического характера работ историков, краеведов и педагогов дореволюционного периода; монографических трудов, статей и диссертационных работ на материале средней школы европейской части России, выполненных в советский период, общей и педагогической периодической печати конца XIX - начала ХХ вв. Важнейшими источниками являются архивные документы Госфондов России, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей.


Статьи по теме:

Учитель иностранного языка как организатор межкультурного общения
Языковое образование - это залог овладения культурой страны изучаемого языка. Изучение иностранного языка позволяет учащимся: 1) ознакомиться с иной социальной культурой, другими видами государственного устройства, жизнью и бытом сверстников; 2) понимать, а не оценивать сходство и различие других к ...

Классификация самостоятельных работ, их типы и виды
К классификации по степени самостоятельности относятся типы самостоятельных работ, разработанные П.И. Пидкасистым: 1) воспроизводящие работы по образцу; 2) реконструктивно-вариативные; 3) эвристические; 4) творческие (исследовательские). Познавательная деятельность учащегося при выполнении воспроиз ...

Содержание творческой работы
Основной идеей творческой работы стало выполнение двухфигурной композиции в технике барельеф, что на наш взгляд полно раскроет композиционные законы. С помощью творческой работы, мы еще раз показывали, красоту животного мира и великолепие животных в нём. Правдиво изображать натуру – это уметь конст ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru