Архивные данные, изученные нами, свидетельствуют о том, что воспитанию учащейся молодёжи в средних учебных заведениях Восточной Сибири, как и по России в целом, уделялось значительное внимание. В конце XIX в. воспитательный процесс имел узконаправленный характер и включал умственное и религиозно-нравственное воспитание. Осуществлялся внешкольный надзор за учениками. Эстетическое, трудовое и правовое воспитание почти совсем не осуществлялось.
Воспитательная работа имела задачу борьбы «с духом, чуждым прежнему времени. Ввиду исходивших непосредственно от высочайшей воли указаний министру Д.А. Толстому необходимо было направлять юношество в духе истин религии, уважения к правам собственности и соблюдения коренных начал общественного порядка». Для Д.А. Толстого «не могло быть иной задачи, кроме приспособления преподавания в учебных заведениях его ведомства к вышеуказанным воспитательным целям, и он был обязан вести эту борьбу, во что бы то ни стало». В этом направлении им была составлена программа преподавания в гимназиях, нацеленная на развитие в воспитанниках религиозного чувства, любви к отечеству и государю и уважения к законам родины. В форме объяснительной записки она была приложена к учебному плану по предметам гимназического курса, утверждённому министром 7 июня 1877 г. «В тех же видах учреждены классные наставники, которыми обязаны состоять директор, инспектор и учителя гимназии, имеющие наибольшее число уроков в классе». В циркуляре от 19 мая 1871 г. ясно сказано, что классный наставник должен «пользоваться каждым случаем для возбуждения и развития в учащихся правды, чести, уважения к закону, а также и в особенности для укрепления в них чувства религиозного».
Введение института классных наставников в восточносибирских средних учебных заведениях действительно способствовало улучшению постановки учебного воспитательного процесса. Из отчётов мужских учебных заведений видно, что принимаемые меры классными наставниками по укреплению дисциплины и нравственности учащихся дали вполне положительные результаты: поведение учащихся, например, в Красноярской гимназии «стало вполне удовлетворительным, таковым же стало и нравственное состояние учащихся, проступки которых не выходили из ряда обыкновенных. Практически не стало пpoпycкoв уроков без уважительной причины».
В женских гимназиях и прогимназиях воспитательные функции выполняли классные надзирательницы. В отношении нравственности и поведения учениц главный инспектор училищ в отчете писал, что «все отчёты учебных заведений давали добрые отзывы об учащихся. На воспитание в ученицах религиозно-нравственного чувства обращалось особое внимание, и начальства заведений старались пробуждать в учащихся вместе с любознательностью и чувство долга, чести и патриотизма. От учениц неуклонно требовалась аккуратность, чистоплотность в исполнении своих обязанностей. Никаких крупках проступков вовсе не было, число же незначительных проступков и шалостей невелико».
В эпоху бурного развития капитализма, требовавшего людей деятельных, инициативных, обнаружилась непригодность старой школы для воспитания у учащихся этих качеств. Либерально-буржуазные круги русского общества были взволнованы неспособностью школы с толстовскоделяновским режимом решать задачи воспитательного порядка. Об этом свидетельствует периодическая печать того времени, в том числе буржуазная пресса Сибири. В ней с конца XIX в. усиливается недовольство тем, что школа не оказывает на учащихся «нравственного воздействия; что воспитательная роль средних школ ограничена лишь наблюдением за благопристойностью поведения учащихся в стенах и вне стен учебного заведения и роль инспектора и классных наставников сведена к чисто полицейским функциям».
В передовых русских школах нового типа, отвергавших приёмы и методы старой школы и стремившихся строить свою жизнь на наиболее прогрессивных педагогических началах, организация воспитательной работы стала одной из самых важных её сторон. С самого начала школы нового типа заявили, что они изгоняют принуждение и наказание, господствовавшие в казенной школе и стремятся, чтобы их место заняли нравственный авторитет воспитателя и внутренняя дисциплина учащихся.
Статьи по теме:
Решение вопроса воспитания толерантности в современных концепциях
воспитания ребенка
Последнее десятилетие привнесло радикальные изменения в систему отечественного дошкольного образования. На смену типовой программе пришли вариативные, на смену унифицированному «детскому саду» – разные типы и виды дошкольных образовательных учреждений. Последние 10 лет ДОУ официально работали по 12 ...
Сущностная характеристика понятия межкультурной компетенции
На сегодняшний день общепризнанным является тот факт, что от качества образовательной деятельности, от уровня образованности населения в значительной степени зависит способность страны сохранить свою независимость и быть конкурентоспособной в экономическом, социальном и культурном плане. Как за руб ...
Органолептический метод как основной для оценки качества учебника
Анализ учебной литературы и в первую очередь учебников является одним из видов методической деятельности преподавателя. Существует около 300 методов и приемов анализа учебников. Из них широко известны экспериментальный, социологический, экспертный, органолептический (балльный) и метод структурно-фу ...