В годы мировой войны в средних учебных заведениях было усилено патриотическое воспитание. Показателен в этом отношении пример министра народного просвещения П.Н. Игнатьева, первый циркуляр которого по учебному ведомству от 15 января 1915 г. рекомендовал администрациям учебных заведений вывесить портреты бывших учеников, отличившихся в боях и убитых на войне, и заносить их имена на мраморные доски.
Однако говорить об основательной постановке трудового воспитания в средних школах не приходится, так как сколько-нибудь регулярных занятий по трудовому воспитанию, не считая женских гимназий, не было. Правда, после революции 1905-1907 гг. при мужских учебных заведениях стали понемногу развиваться различного рода кружки, мастерские, классы ручного труда. Так, в Иркутской мужской гимназии многие ученики «обучались столярному и токарному ремёслам, а также переплётному и картонажному искусству». Кружки по столярному и токарному делу существовали и в ряде других мужских школ. Трудовому воспитанию в коммерческих училищах уделяли несколько большее внимание, чем в средних школах Министерства народного просвещения. При училищах создавали различного рода кружки, мастерские, классы ручного труда и рукоделия. Трудовое обучение было обязательным и для девочек, и для мальчиков в младших классах обоих восьмиклассных учебных заведений в женских гимназиях обязательным было рукоделие, которому обучали по специально разработанным министерством программам. Однако в военные годы эти программы заменили на производительный труд - шитьё белья для солдат действующей армии. Начиная с 1917-1918 учебного года производительный труд в некоторых женских гимназиях получил дальнейшее развитие, когда, например, в Ачинской гимназии, наряду с рукодельным классом, начали создавать ткацкую мастерскую, в которой работали ученицы старших классов.
Физическое воспитание в восточносибирских учебных заведениях вплоть до начала ХХ в. стояло на низком уровне. В мужских школах проводили занятия военным строем и гимнастикой, как правило, в необорудованных залах или раздевальнях и коридорах
В женских гимназиях до революции 1905-1907 гг. физическое воспитание ограничивалось обучением танцам как необязательному предмету. Эти занятия посещали немногие ученицы. Так, например, во второй Иркутской женской гимназии в 1905-1906 учебном году танцами занималось всего 34 ученицы (9,9%)
Учащиеся Красноярских мужской гимназии и реального училища занимались спортом в местком спортивном обществе «Сокол». Плата была невысокой — 30 коп. в месяц. В этом обществе ученики, кроме проведения подвижных игр, занимались и лёгкой атлетикой —«мерный бег, вольные движения, прыжки, бросание дротика, упражнения на снарядах» и т.д.
В военные годы усилили занятия военной подготовкой. 8 декабря 1915 г. царём было утверждено «Положение о мобилизации спорта», согласно которому «на время настоящей войны» следовало организовать «допризывную подготовку лиц, подлежащих в войска». Допризывная подготовка проводилась при содействии и под наблюдением военно-спортивных комитетов.
Учебный отдел Министерства, торговли и промышленности, признавая обязательным участие на занятиях по допризывной подготовке воспитанников двух старших классов коммерческих училищ, считал необходимым для выполнения означенной цели преподавание физических и строевых упражнений по программе, одобренной военным министром. На занятия по допризывной подготовке отводилось в выпускного классе не менее 5 часов в неделю, в том числе 2 часа в воскресный день и в предпоследнем классе не менее 2 часов в будние дни.
В своих письмах от 23 декабря 1915 г. и затем от 30 сентября 1916 г. П.Н. Игнатьев также давал разъяснения по вопросам практического применения «Положение» в средних учебных заведениях, согласно которому эти занятия должны были проводить в двух старших классах гимназий и реальных училищ.
С выпускными классами следовало проводить занятия, требующие военных построений и овладения винтовкой.
В ряде средних школ начали обустраивать специальные гимнастические городки. В них, как, например, в Якутском реальном училище, учащиеся занимались маршировкой, рассыпные строем и т.д.
Статьи по теме:
Проведение диагностики на выявление силы воли среди преподавательского состава
Целью второго исследования явилось проведение диагностики на выявление силы воли, так как развитие коммуникативной культуры требует волевых усилий. Тест взят из книги И.И.Загорецкой «Коммуникативная культура педагога и руководителя». Исследование проводилось с преподавателями саратовской школы №67 ...
Дидактическая игра, как средство активизации
познавательной деятельности младших школьников
В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и отделенных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Игра часто и определяется как деятельность, которая выполняется ради самой себя, посторонних целей и задач не преследует. Следует иметь в виду, что по мере ра ...
Понятие, цели и содержание национального проекта "Образование"
В 2006 году стартовал принципиально новый проект - "Приоритетный национальный проект "Образование" (ПНПО). Цель проекта - дать системе образования стимул к движению вперед, выработать механизмы, способные кардинально поднять качество отечественного образования, создать основы для инн ...