Воспитательный процесс в средней школе региона

Страница 3

В годы мировой войны в средних учебных заведениях было усилено патриотическое воспитание. Показателен в этом отношении пример министра народного просвещения П.Н. Игнатьева, первый циркуляр которого по учебному ведомству от 15 января 1915 г. рекомендовал администрациям учебных заведений вывесить портреты бывших учеников, отличившихся в боях и убитых на войне, и заносить их имена на мраморные доски.

Однако говорить об основательной постановке трудового воспитания в средних школах не приходится, так как сколько-нибудь регулярных занятий по трудовому воспитанию, не считая женских гимназий, не было. Правда, после революции 1905-1907 гг. при мужских учебных заведениях стали понемногу развиваться различного рода кружки, мастерские, классы ручного труда. Так, в Иркутской мужской гимназии многие ученики «обучались столярному и токарному ремёслам, а также переплётному и картонажному искусству». Кружки по столярному и токарному делу существовали и в ряде других мужских школ. Трудовому воспитанию в коммерческих училищах уделяли несколько большее внимание, чем в средних школах Министерства народного просвещения. При училищах создавали различного рода кружки, мастерские, классы ручного труда и рукоделия. Трудовое обучение было обязательным и для девочек, и для мальчиков в младших классах обоих восьмиклассных учебных заведений в женских гимназиях обязательным было рукоделие, которому обучали по специально разработанным министерством программам. Однако в военные годы эти программы заменили на производительный труд - шитьё белья для солдат действующей армии. Начиная с 1917-1918 учебного года производительный труд в некоторых женских гимназиях получил дальнейшее развитие, когда, например, в Ачинской гимназии, наряду с рукодельным классом, начали создавать ткацкую мастерскую, в которой работали ученицы старших классов.

Физическое воспитание в восточносибирских учебных заведениях вплоть до начала ХХ в. стояло на низком уровне. В мужских школах проводили занятия военным строем и гимнастикой, как правило, в необорудованных залах или раздевальнях и коридорах

В женских гимназиях до революции 1905-1907 гг. физическое воспитание ограничивалось обучением танцам как необязательному предмету. Эти занятия посещали немногие ученицы. Так, например, во второй Иркутской женской гимназии в 1905-1906 учебном году танцами занималось всего 34 ученицы (9,9%)

Учащиеся Красноярских мужской гимназии и реального училища занимались спортом в местком спортивном обществе «Сокол». Плата была невысокой — 30 коп. в месяц. В этом обществе ученики, кроме проведения подвижных игр, занимались и лёгкой атлетикой —«мерный бег, вольные движения, прыжки, бросание дротика, упражнения на снарядах» и т.д.

В военные годы усилили занятия военной подготовкой. 8 декабря 1915 г. царём было утверждено «Положение о мобилизации спорта», согласно которому «на время настоящей войны» следовало организовать «допризывную подготовку лиц, подлежащих в войска». Допризывная подготовка проводилась при содействии и под наблюдением военно-спортивных комитетов.

Учебный отдел Министерства, торговли и промышленности, признавая обязательным участие на занятиях по допризывной подготовке воспитанников двух старших классов коммерческих училищ, считал необходимым для выполнения означенной цели преподавание физических и строевых упражнений по программе, одобренной военным министром. На занятия по допризывной подготовке отводилось в выпускного классе не менее 5 часов в неделю, в том числе 2 часа в воскресный день и в предпоследнем классе не менее 2 часов в будние дни.

В своих письмах от 23 декабря 1915 г. и затем от 30 сентября 1916 г. П.Н. Игнатьев также давал разъяснения по вопросам практического применения «Положение» в средних учебных заведениях, согласно которому эти занятия должны были проводить в двух старших классах гимназий и реальных училищ.

С выпускными классами следовало проводить занятия, требующие военных построений и овладения винтовкой.

В ряде средних школ начали обустраивать специальные гимнастические городки. В них, как, например, в Якутском реальном училище, учащиеся занимались маршировкой, рассыпные строем и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Системный подход к обучению учащихся передовому производственному опыту
Успешное изучение передовой технологии и приемов труда новаторов производства в процессе профессионального обучения возможно при выполнении следующих условий: -содержательные и процессуальные аспекты обучения передовым методам труда должны быть тесно взаимосвязаны с системой профессиональной подгот ...

Текущая подготовка к занятиям
Подготовка к проведению темы из программы производственного обучения в себя включает: 1. Постановку целей изучения темы, точнее корректировку целей, сформулированных в ПТП. Эти цели мастер формулирует до встречи с группой, опираясь на усредненные представления об учащихся. ПТП определяет учебно-про ...

Исследование уровня сформированности у младших школьников умения осуществлять поиск необходимой информации
Цель исследования: выявить уровень сформированности у младших школьников умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий по окружающему миру. Задачи исследования: Разработать критерии, с помощью которых можно определить уровень сформированности у младших школьников у ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru