Становление системы дополнительного образования в России в дореволюционный период

Аналитическое образование » Развитие дополнительного образования в Новосибирске и области » Становление системы дополнительного образования в России в дореволюционный период

Страница 1

Зарождение дополнительного (внешкольного) образования во второй половине XIX в. – это образование, прежде всего взрослых, а затем и детей, которое было обусловлено определенными социально-экономическими, политическими и культурными условиями России в этот период: переход страны к капиталистическому, машинному способу производства (для которого требовался более образованный рабочий); осознание прогрессивной частью общества необходимости просвещения широких народных масс; подъем гуманистической мысли и демократизация общественной жизни страны, где одной из форм ее проявления было становление и развитие местного самоуправления. Мы говорим о внешкольном образовании в этот период, так как сам термин «дополнительное образование» появился в 1992 году в связи с принятием Закона РФ «Об образовании».

Отмена крепостного права в России повлекла за собой переоценку нравственных ценностей, прежде всего, признание значимости человеческой личности самой по себе, гуманного отношения в обществе к женщинам и детям. Выдающиеся деятели просвещения того времени внесли неоценимый вклад в дальнейшую разработку теории и практики построения процесса воспитания на принципиально новой основе, предполагающей уважение личности обучающегося, развитие его природных способностей, в том числе и в дополнительном образовании.

Весьма ценны, в этой связи, педагогические взгляды великого русского педагога К.Д. Ушинского, который считал, что «нельзя преувеличивать влияние школы на развитие ребенка. Школа не имеет права вторгаться в чуждую ей область и мешать своими уроками влиянию других великих воспитателей человека: природы и жизни».

Одной из основных задач учителя он видел в том, чтобы не только передавать знания, но и развивать в нем (в ученике) желания и способность приобретать новые знания.

В современной трактовке с учетом развития педагогической теории и практики это положение могло бы звучать не сколько по-иному: современное общеобразовательное учреждение должно иметь в своей образовательной системе такие компоненты основного и дополнительного образования, которые в образовательных целях позволяют широко использовать возможности природной и социокультурной среды, создавать условия и ситуации, влияющие на развитие мотивации и способностей ребенка к по знанию, научному и социальному творчеству, самосовершенствованию.

В период своего зарождения и вплоть до Октябрьской революции внешкольное образование не носило государственный характер. Оно развивалось, главным образом, на основе «частной инициативы» различных общественных объединений, союзов, кооперации, профсоюзов, отдельных личностей и органов местного самоуправления. Появились учреждения и организации, деятельность которых была направлена на распространение знаний среди народных масс. Проходит бурное развитие общественно-педагогической мысли в России.

За всю длительную историю российского образования не только общественные объединения, но и административно-правительственные круги выступили инициаторами создания внешкольных учреждений для детей. Частная инициатива и местное самоуправление были тесно взаимосвязаны. Конец ХIХ - начало ХХ в. характеризуется разнообразием направлений научных исследований в области педагогического знания и заметного влияния педагогических теорий на характер детских учреждений, их образовательную жизнь. Кредо российского педагогического сообщества этого периода (по мнению М.В. Богуславского), сводилось к следующим принципам:

- признание ребенка высшей ценностью педагогической деятельности;

- направленность образования и воспитания на самоактуализацию, саморазвитие и самоорганизацию учащегося в различных видах деятельности (познавательной, трудовой, эстетической);

- трактовка интересов развивающейся личности как приоритетных образовательных целей, носящих характер «самодостаточной самобытности»;

- ориентация на субъект-субъектные отношения между педагогом и воспитанниками;

- подчеркивание активно-деятельностной роли обучающегося в многообразном процессе учения и обучения, включение в познавательную деятельность целостной детской личности в ее духовных, интеллектуальных, волевых и эмоциональных проявлениях.

По мнению инициаторов дополнительного образования, реализация этих принципов возможна только в альтернативной школе педагогической среде, где доминирует право ребенка на свободный выбор и самоопределение: « .Только при свободе можно избежать обычного явления: вызывания отвращения к предметам, которые в свое время и свободно были бы любимы. Только при свободе возможно узнать, к какой специальности ученик имеет склонность, только свобода не нарушает воспитательного влияния».

Именно идея о свободном выборе и праве ребенка на ее осуществление в собственном образовании является, с нашей точки зрения, приоритетной для современного дополнительного образования детей.

Первыми внешкольными объединениями как факторами развития личности были клубные объединения, спортивные площадки, летние оздоровительные колонии. Заслуга в этом представителей прогрессивной интеллигенции - П.Ф. Лесгафта, С. Шацкого, А Зеленко, К.А. Фортунатова и др., которые, пытаясь противостоять консерватизму официального воспитания и образования, говорили о создании благоприятных условий для развития индивидуальных качеств личности ребенка, а также о формировании у него ответственности, солидарности, товарищества. И не только говорили. Жизнь и разнообразные занятия в организованных ими клубах, несомненно, способствовала этому. Из всех институтов воспитания эти объединения были наиболее демократичны, т. к. обеспечивали равное участие детей и взрослых в управлении и организации жизнедеятельности коллективов.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Знания, умения, способности и личностные качества преподавателя психологии
Профессия преподавателя психологии имеет свою специфику в отличие от профессии психолога-ученого и психолога-практика. Преподаватель должен не только иметь психологические знания, но и уметь передавать их студентам. С этой точки зрения умения, личностные качества и способности преподавателя психоло ...

Профессионально-педагогическое развитие учителя иностранного языка
«Учитель – главная производительная сила общества» И.А. Зязюн. В условиях глобализации современных образовательных процессов, развитие компьютерных процессов обучения актуализируется проблема интенсивного изучения иностранных языков, национальных культур. В этих социокультурных условиях развивается ...

Конспекты занятий
В этом пункте я решила опубликовать методику по математическому развитию детей раннего возраста, разработанную доктором педагогических наук Белошистой Анной Витальевной. Предлагаемая система занятий ставит целью развитие пространственного мышления ребенка, формирование логических приемов умственных ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru