В соответствии с целью и задачами исследования была обследована группа пятиклассников.
На затруднения в учебе оказывает влияние и соматическая ослабленность ребенка, нарушение формирования отдельных психических функций и познавательных процессов, нарушение формирования школьных навыков, двигательные нарушения, эмоциональные расстройства.
Эти факторы вызывают развитие школьной неуспеваемости, при которой у ребенка помимо нарушений в овладении знаниями, возникают нарушения в поведении, в межличностных взаимодействий, отклонения в психическом самочувствии, выраженные в неврозах, различных эмоционально-поведенческих реакциях (отказе, компенсации, рационализации, перенос, идентификации, уходе), при которых страдает ребенок., постоянно чувствующий собственную неадекватность, неполноценность, неуверенность в правильности своего поведения, своих решений. В этой ситуации ребенок переживает устойчивое, эмоциональное неблагополучие: постоянное ожидание неуспеха в школе, плохое отношение к себе со стороны педагогов и одноклассников, боязнь школы, нежелание посещать её. Состояние безотчетного, неопределенного беспокойства порождает тревогу – эмоционально-заостренное ощущение предстоящей угрозы, боязнь определенных объектов или мыслей, чувство страха – аффективное эмоционально-заостренное отражение в сознании человека конкретной угрозы. Оно проявляется в том, что ребенок теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на вопрос, говорит дрожащим голосом, а часто умолкает совсем. Он совершает много лишних движений, или, наоборот становится неподвижным, скованным. В основе этого страха лежит боязнь сделать ошибку, совершить глупость и быть осмеянным. Больше всего дети боятся отвечать у доски, именно у доски в полной мере проявляется их беззащитность.
В ряде случаев страх вызван конфликтами со сверстниками, боязнью проявлений агрессии с их стороны. Социальная позиция школьника, налагающая на него чувство ответственности, обязанности также может спровоцировать проявление страха, страха «быть не тем». Ребенок боится не успеть, опоздать, сделать не то, не так, быть осужденным и наказанным, поскольку он старается овладеть новыми знаниями, серьезно относится к своим обязанностям и очень переживает по поводу отметок. Проявления школьной неуспеваемости могут наблюдаться на всех ступенях обучения. Важно предупредить её на начальных этапах развития, чтобы первичные трудности в обучении не переросли в пробелы в знаниях, отставание, не вызвали частичной или общей неуспеваемости, а в худшем случае и отказа от учебной деятельности.
В ходе эмпирического изучения внимания были получены следующие данные:
Таблица № 1 Результаты диагностики внимания
Имя |
Возрастает, мес, |
Корректурная проба | ||
Концентрация внимания, % |
Скорость переработки информации зн. В |
Переключаемость внимания, | ||
Катя |
11 лет 2мес |
100 |
3 |
8,69 |
Матвей |
11 лет 2мес |
44,3 |
3,2 |
33.33 |
Али |
11 лет Змее |
100 |
3,2 |
8,33 |
Адриан |
11лет5мес |
100 |
2.4 |
5,55 |
Герман |
10лет Змее |
L_ 56>2 |
1,9 |
13,3 |
Никита |
10лет4мес |
69,4 |
3,2 |
32 |
Никита |
11 лет 1мес |
100 |
3,2 |
16,67 |
Алена |
10лет 8мес |
56,3 |
U |
15,4 |
Саша |
10лет 9мес |
53,8 |
2,9 |
27,27 |
Женя |
10лет бмес |
23,2 |
2,9 |
42,85 |
Марина |
11 лет 11 мес |
81,8 |
3,8 |
16,67 |
Катя |
11лет 9мес |
58,8 |
3,3 |
32 |
Данил |
11лет 5мес |
100 |
3,5 |
7,4 |
Женя |
11лет бмес |
87,1 |
3,7 |
17,86 |
Саша |
10лет бмес |
91,1 |
3,6 |
14,8 |
Слава |
11 лет 8мес |
66,2 |
3,4 |
22,22 |
Данил |
10лет 8мес |
100 |
3,2 |
4,7 |
Надя |
11 лет 1мес |
94,3 |
3,5 |
16,1 |
Аня |
10лет 11мес мес |
89,5 |
3,1 |
М |
Вика |
11 лет 2мес |
100 |
3.2 |
7,35 |
Средегрупповые значения |
11,05 |
78,5 |
3,1 |
17,6 |
Стандартное отклонение |
22.78 |
0.5 |
10,49 |
Статьи по теме:
Условия успешного
развития творческих способностей
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Б.Н. Никитина и Л.Кэррола, мы выделили шесть основных условий успешного развития творческих ...
Структура классного собрания
Структура классного собрания может быть следующей. 1. Представление обсуждаемой проблемы (классным руководителем или учащимися). 2. Изложение информации по проблеме. 3. Начало дискуссии: «Что нам необходимо сделать для того, чтобы .», «Результат получился таким, потому что .» 4. Предложение решения ...
Историко-философский
аспект патриотического и гражданского воспитания
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить . воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и облад ...