Формирование причин и форм школьной неуспеваемости, при переходе из начальной школы в среднюю школу

Аналитическое образование » Формирование причин и форм школьной неуспеваемости, при переходе из начальной школы в среднюю школу

Одной из актуальных проблем общеобразовательной школы является предупреждение и преодоление школьной неуспеваемости.

Трудности, возникшие в процессе школьного обучения, без своевременной квалификационной коррекционно-развивающей работы, как правило, перерастают в хроническую неуспеваемость. Известно, что состояние длительной школьной неуспеваемости или отвержение новой социальной позиции ученика способствует формированию девиантных форм поведения, социальной дезадаптации детей, угасанию интереса к учебной (ведущей) деятельности.

Различные аспекты проблемы приспособления ребенка к школьным требованиям издавна привлекали внимание детских психиатров, психологов, педагогов, физиологов. Многочисленные исследования школьной неуспеваемости у детей, нарушений школьного поведения, не имеющих отчетливой клинической очерченности, но часто выступающих как этап формирования пограничных нервно–психических расстройств, послужили основой для выделения относительно самостоятельного объекта междисциплинарных исследований, получившего название «Проблемы школьной дезадаптации».

В самом общем виде под школьной дезадаптацией подразумевается, как правило, некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой, по ряду причин, становится затруднительным или, в крайних случаях, невозможным. В настоящее время подобные затруднения, по данным разных авторов (Е. В. Новикова, 1985, Э. М. Александровская, 1985, 1988; Н. Г. Лусканова, 1987; И. А. Коробейников, 1990) испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы, причем отмечается тенденция к дальнейшему росту их количества. С учетом таких масштабов, а также наиболее вероятных негативных последствий этого явления, выражающихся, в частности, в формировании устойчивых видов социально–психической дезадаптации, нарушений поведения, достигающих уровня клинической и криминальной выраженности (Б. Н. Алмазов, 1989; С. А. Беличева, 1989, 1991 и др.), проблему школьной дезадаптации следует отнести к одной из наиболее серьезных психологических проблем современных детей, требующих уже не столько углубленного изучения, сколько безотлагательных поисков продуктивного решения на практическом уровне.

Проблемы школьной неуспеваемости достаточно разработаны отечественными психологами. В этой области проводили исследования Л. И. Божович, 1968; В. В. Давыдов, 1973; Д, Е. Эльконин, 1974; Г. Б. Шаумаров1986; А. Н. Леонтьев, 1981 и др.

Е.А. Аркин, А.Б. Залкин причиной неуспеваемости считали социальные факторы. Б.П. Есипов среди прочих причин школьной неуспеваемости выделяет недостатки в организации процесса обучения в школе. А.А. Бударный видит причины неуспеваемости в недостатках учебно-воспитательной деятельности учителей. Важнейшими условиями предупреждения неуспеваемости, по мнению Есипова, является индивидуальный подход учителя к детям, опирающийся на знание каждого ученика, и правильную организацию домашней самостоятельной работы школьника. Ю.К. Бабанский разработал систему мер по предупреждению неуспеваемости школьников, в основе которой лежат организация диагностики «реальных возможностей школьников», установление доминирующих причин этого явления и оптимальное использование имеющихся средств педагогического воздействия.

Тем не менее, большинство работ и исследований причин школьной неуспеваемости направлены на проблемы либо младших школьников, либо подростков, т.е. учащихся старших классов. Средняя школа как бы выпадает из круга интересов психологов, несмотря на то, что возраст 10-12 лет является достаточно кризисным, а переход из младшей школы в среднюю школу является стрессовым для ребенка, т.к. ему приходится приспосабливаться к новым формам обучения.

Цель работы: исследовать механизм формирования причин и форм школьной неуспеваемости, при переходе из начальной школы в среднюю школу.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ литературы по рассматриваемой теме.

2. Выявить уровень тревожности школьников.

3. Определить степень развитости логического мышления школьников.

4. Определить уровень внимания школьников.

В качестве гипотезы выдвигается положение о том, что при переходе школьников из начальной школы в среднюю, повышается порог тревожности, что влияет на психические функции (мышление, внимание).

Предмет исследования: формирование причин и форм школьной неуспеваемости, при переходе из начальной школы в среднюю школу.

Объект исследования: учащиеся 5-х классов средней школы

Методы исследования:

1. Анализ психолого-педагогической литературы.

2. Эмпирическое исследование

3. Количественная и качественная обработка результатов исследования.

Исследование проводилось на базе школы №585 г. С-Петербурга в марте 2007 года. В исследовании приняли участие 20 учеников пятых классов, средний возраст – 11 лет.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методики:

Тест Липпмана «Логические закономерности».

Методика Филлипса «Диагностика уровня школьной тревожности».

Методика «Корректурная проба».


Статьи по теме:

Модернизация процесса обучения иностранному языку
Для того, чтобы страна развивалась в социальном, экономическом и духовном плане, необходимы грамотные, мобильные и квалифицированные люди, что требует повышения качества массового образования за счет модернизации всей системы образования, усиления ее гибкости, эффективности, ориентированности на ли ...

Основные результаты реализация Национального проекта «Образование»
Новосибирская область вот уже несколько лет участвует в реализации Приоритетного Национального проекта образования (ПНПО), и сегодня можно говорить об устойчивых положительных изменениях в региональной системе образования. Эти изменения затронули практически все основные структурные элементы сферы ...

Классификация самостоятельных работ, их типы и виды
К классификации по степени самостоятельности относятся типы самостоятельных работ, разработанные П.И. Пидкасистым: 1) воспроизводящие работы по образцу; 2) реконструктивно-вариативные; 3) эвристические; 4) творческие (исследовательские). Познавательная деятельность учащегося при выполнении воспроиз ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru