В соответствии с целью и задачами исследования были обследованы 20 учеников пятых классов, средний возраст – 11 лет. Исследование проводилось на базе школы № 585 г. С-Петербурга в марте 2007 года. В исследовании приняли участие
В основу гипотезы исследования были положены теоретические положения о том, что при переходе школьников из начальной школы в среднюю, повышается порог тревожности, что влияет на психические функции (мышление, внимание).
Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.
Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны также с определенной деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы — они бегают по школе, исследуя «тайные уголки», иногда даже задирают ребят из старших классов.
Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей.
Иногда за одной и той же формой поведения (например, посещение первого класса, в котором работает бывшая учительница) скрываются совершенно разные потребности и мотивы. Это может быть желание вновь оказаться в знакомой, привычной ситуации опеки и зависимости, когда тебя знают, о тебе думают. Но может быть и стремление утвердить себя как «старшего», «выросшего», того, кто может опекать малышей. Причем у одного и того же подростка это может сочетаться.
В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. иногда нарушается сон, аппетит . Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников.
У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.
С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер.
Выбор методик для экспериментального исследования был обусловлен следующим:
задачами исследования
надежностью, валидностью используемых методик
учетом личных особенностей испытуемых.
Наиболее целесообразным для данной цели явился следующий блок методик:
Тест Липпмана «Логические закономерности».
Методика Филипса «Диагностика уровня школьной тревожности» (Приложение 2).
Методика «Корректурная проба».
Статьи по теме:
Критериальные основы оценки качества образования
В литературе о качестве образования и мониторинге образования приводится значительное число отдельных критериев, критериально-оценочных комплексов и моделей (систем) мониторинга, построенных по различным основаниям. Ряд из них составлен только из показателей результатов. Так, разработчики Концепции ...
Теория дооперационального мышления
Стадией дооперационального мышления в теории Ж. Пиаже является период от 2,5 до 6 лет. В этот период ребенок постепенно овладевает логическим и систематическим мышлением. Задачей данного периода, согласно Пиаже, является преобразование мыслительных процессов в систему умственных операций. По Пиаже ...
Основы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими отклонение в
поведении
Коррекционная работа с детьми имеет свою специфику, так как проблемы имеют подчас менее длительную историю развития в силу относительно малого количества прожитых лет; к тому же развивающийся организм, личность ребенка имеют массу компенсаторных, адаптивных возможностей, что позволяет более гибко п ...