Критериальные основы оценки качества образования

Страница 1

В литературе о качестве образования и мониторинге образования приводится значительное число отдельных критериев, критериально-оценочных комплексов и моделей (систем) мониторинга, построенных по различным основаниям. Ряд из них составлен только из показателей результатов. Так, разработчики Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. полагают, что качество образования отражается в сформированных у обучающихся универсальных знаниях, умениях и навыках (ЗУН), опыте самостоятельной деятельности и личной ответственности, в их гражданственности, правовом самосознании, российской идентичности, духовности и культуре, толерантности, способности адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях и самосовершенствоваться в процессе своей жизнедеятельности.

Предложенный авторами монографии "Управление качеством образования" "набор показателей результатов образования" включает не только ЗУН, но и различные характеристики личностного развития (интеллектуального, эмоционального, волевого, мотивационного, познавательного и др.), "отрицательные эффекты (последствия) образования", изменение профессиональной компетентности учителя и его отношения к работе, рост (падение) престижа школы в социуме. Не отрицается значение здоровья ребенка, его собственных усилий, состояния школьной среды, личности учителя, педагогических технологий, условий функционирования и развития образовательного учреждения, которые рассматриваются как факторы, влияющие на качество образования, но находящиеся вне содержания оцениваемого явления (объекта).

Авторы многих публикаций, стремясь уйти от критикуемых ведомственных статистических показателей качества образования, усиливают психологический аспект результатов. Например, по мнению Л.В. Шибаевой, Н.М. Кузнецовой и Т.Г. Гранкиной важнейшими показателями успешности деятельности образовательного учреждения должны стать позитивные тенденции в изменении, с одной стороны, уровня притязаний учащихся, определяемого на основе выбора ими заданий разной степени сложности и креативности, уровня развития основных мыслительных операций и динамики общеучебных навыков, с другой - ценностно-смысловых установок по отношению к школе, учебе, своему будущему, особенностей отношений со взрослыми, особенностей представлений о жизненных перспективах, глубины актуализации образовательного содержания в проблемной ситуации и практической деятельности.

Позиции, подобные приведенным в качестве примеров, являются наиболее распространенными как среди ученых, так и школьных работников, о чем свидетельствуют научные публикации и анализ различных образовательных практик. На основе такой интерпретации качества наработан некоторый опыт мониторинговой оценки развития образовательных систем.

На оценке одной стороны качества образования - результатов процесса обучения, конкретизированных показателями степени усвоения учащимися предметных ЗУН и общеучебных умений и уровня их психического развития: интеллектуального, мотивационного, рефлексивного и коммуникативного, - выстроен психолого-педагогический мониторинг Д.Ш. Матроса, Д.М. Полева и Н.Н. Мельниковой.

Также на отслеживание результативного аспекта качества образования направлен педагогический мониторинг, разработанный Л.В. Ишковой, совокупность критериев оценки в котором включает в себя продуктивность учебной деятельности (абсолютная успеваемость, качественная успеваемость, "перенос" ЗУН, их использование в нестандартной ситуации, уровень обученности, интегрированность знаний, сформированность общеучебных умений), индивидуально-психологические особенности личности учащихся (учебная мотивация, исследовательские навыки, уровень притязаний, интеллект, темп "продвижения" и др.), самостоятельную деятельность, деонтологическое поведение, успешность адаптации в профильном классе и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи по теме:

Методы и средства применения информационных технологий при изучении раздела «кулинария»
В современной педагогике различают общие формы обучения (коллективная, групповая, индивидуальная), формы организации учебно-воспитательного процесса (урок, кружки предметные, технического творчества, ученические научные общества, экскурсии и пр.). Форма организации обучения - это «исторически сложи ...

План производственного обучения группы
Это формальный документ, который несет не только дидактические функции, но и производственные. Если ПТП включает только дидактические аспекты, то план ПО отражает производственную сторону, приучает выполнять плановые задания, проводить контроль производственной деятельности учащихся и управлять сит ...

Школьный урок и его влияние на положительное развитие ребенка
Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе. Для этого процесс обучения и организационная методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению ...

Навигация

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru