Критериальные основы оценки качества образования

Страница 5

В настоящее время в России различными научными коллективами создаются подходы к оценке достижения стандартов образования. Встает задача проанализировать эти подходы и оценить перспективность их применения для аттестации обучающихся, а также для построения системы оценки качества образования в образовательном учреждении. Для этого необходимо иметь ориентиры для сравнения. Одним из таких ориентиров может быть анализ зарубежного опыта, позволяющий выявить тенденции развития систем оценки результатов обучения, преобладающие подходы в оценочной деятельности, технологии оценки, которые можно использовать при разработке системы мониторинга.

Определяя критерии и показатели оценки качества образования, мы ориентировались, прежде всего, на современный социальный заказ системе образования. Изменившаяся образовательная парадигма, нашедшая отражение в законе РФ "Об образовании", в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и в последних правительственных документах об образовании, ориентирует на воспитание и развитие личности учащихся в процессе овладения ими предметными знаниями, умениями и навыками.

1. Качество образования, трактуемое учеными с точки зрения современных теорий качества, имеющих общефилософский и управленческий характер, рассматривается в узком (как качество результатов или соотношение целей и результатов) и в широком смысле.

2. Широкая трактовка качества образования как совокупности оптимально сочетающихся его важнейших компонентов, отражающих уровни организации и осуществления учебно-воспитательного процесса, созданных для него условий и достигнутых результатов, отвечающих интересам государства и общества и удовлетворяющих образовательные запросы школьников, существенно меняет параметры его оценки.

3. Понятие "качество образования" не тождественно качеству результатов образования или, что еще уже, качеству обученности. Судить о качестве образования необходимо не только с позиций качества его результатов - образованности, воспитанности, развитости учащихся, их социальной адаптированности, сориентированности на общечеловеческие ценности и т.п., но и с позиций качества функционирования образовательного процесса - его содержания, организации, технологий обучения и воспитания и созданных для его реализации материально-технических, учебно-методических, кадровых и иных условий.

4. Комплекс критериев и показателей оценки качества школьного образования имеет своего рода критериальное ядро (инвариант), отражающее государственный заказ, запросы общества и учащихся системе образования в целом. Оно должно быть дополнено индивидуальными для каждого образовательного учреждения показателями качества образования, отражающими специфику работы этого учреждения.

5. Для отслеживания качества образования необходимо все составляющие качества образования рассматривать не отдельно друг от друга, а в их особом соотнесении, с учетом их взаимовлияния: качество результатов обусловливается качеством процесса и качеством условий его реализации и несет в себе информацию о качестве последних.

6. Качество образования динамично, оно имеет относительный характер и изменяется не только с течением времени, но и в зависимости от уровня оценки качества образования, от типа образовательного учреждения и образовательных возможностей каждого ученика, поэтому и оценивается исходя из соотношения образовательных результатов и общественно-необходимых нормативов, возрастных норм физического и психического развития детей, степени реализации образовательных возможностей и потребностей школьников, вскрытой динамики результатов, тенденций формирования и развития личности и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Статьи по теме:

Упражнения, направленные на формирование пунктуационного навыка, и методика работы с ними
Основными условиями формирования пунктуационного навыка являются: 1. систематическая работа над совершенствованием навыка выразительного чтения (соблюдение правильной интонации, логического ударения и т.п.); 2. усвоение синтаксических знаний, связанных с предложением и текстом; систематическое выпо ...

Механизм творческого воображения. Понятие воображения
Наряду с образами памяти, которые являются копиями восприятия, человек может создавать и совершенно новые образы. В образах может предстать и то, чего мы непосредственно не воспринимали, и то, чего в такой именно форме в действительности не существует. Это образы воображения. Итак, «воображение – э ...

Cущность личностно-ориентированного обучения на уровне теории и практики обучения в отечественной и зарубежной науке
В терминологическом плане корректнее было бы говорить о личностно-ориентированном образовании. Однако это вызвало бы значительную терминологическую путаницу и необходимость при каждом использовании термина "личностно-ориентированное образование" оговаривать контекст его использования, смы ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru